Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

История повторяется

11 Июля 2006
История повторяется

Вот уже несколько лет подряд, причем именно летом, «народные избранники» по инициативе правительства, администрации президента, а то и по своей собственной пытаются «осчастливить» народ непопулярными законами.

Делается это не случайно, ибо лето – мертвый сезон для политики: кто может себе позволить – у южных морей, остальные – на дачах и огородах. Любые организованные действия затруднены, не говоря уже об акциях протеста. Так было в 2004 году в период принятия закона о «монетизации». Как выяснилось, так же намеревалась поступить власть и в 2006-м с федеральным законом «Об автономных учреждениях».

Кратко об основных последствиях массового превращения государственных и муниципальных образовательных учреждений в АУ. Среди них одно позитивное – расширение экономической самостоятельности учреждений приблизительно до того уровня, какой был предусмотрен, например, Законом РФ «Об образовании» до того, как его подвергли все той же «монетизации». Отрицательных последствий больше. Среди них:

  1. Стремительное вытеснение бюджетных социальных благ в сферах образования, культуры, социальной защиты, занятости и спорта рыночными услугами, а также ликвидация гарантий бюджетного финансирования науки.
  2. Риск утраты некоторых социальных гарантий, установленных законодательством именно для государственных и муниципальных учреждений (отсрочки от призыва на военную службу, досрочные пенсии и т. п.).
  3. «Размывание» конституционных гарантий прав граждан в области образования, культуры, социальной защиты, а потенциально – здравоохранения. Реализация этих прав гарантирована в государственных и муниципальных учреждениях.
  4. Ограничение (по сравнению, например, с вузами или научными организациями) самоуправления в АУ путем назначения (вместо выборов) их руководителей и передачи власти от коллективов к наблюдательным советам, где представители коллектива будут составлять не более одной трети.
  5. Отмена запрета на приватизацию государственных и муниципальных учреждений, установленного, в частности, действующим Законом РФ «Об образовании». Значительную часть имущества можно будет приватизировать немедленно, вкладывая его в разного рода совместные предприятия, а остальную часть (за исключением недвижимого и особо ценного имущества) – путем искусственного доведения организации до банкротства.
  6. Колоссальные коррупционные соблазны для чиновников: именно им предстоит определять, кому разрешать фактическую приватизацию в форме АУ, и какое именно имущество разрешать приватизировать.

Приняв закон 9 июня, несмотря на протесты профсоюзов и съезда ректоров, фракция «Единая Россия» - единственная фракция, голосовавшая за него в первом чтении, - пунктом третьим соответствующего постановления установила и срок подачи поправок к закону – 30 дней (т. е. по 9 июля включительно). Поскольку весенняя сессия Госдумы должна была закончиться 7 июля, его противники полагали, что как минимум, имеют достаточно времени, во-первых, для разработки поправок, а, во-вторых, для организации активных переговоров с властью и давления на нее. Однако история «монетизации» едва не повторилась: в начале июля стало известно, что закон собираются принять до окончания весенней сессии - 8 июля.

Внутри Думы наиболее последовательным противником закона, как и в первом чтении, оказалась фракция КПРФ. 7 июля очередную пресс-конференцию по этому поводу провели депутаты Ж. Алферов, Г. Зюганов, В. Кашин, И. Мельников, О. Смолин и присоединившийся к ним один из лидеров профсоюза Академии наук А. Миронов. Были подготовлены внутридумский пикет и другие акции. Лидер фракции Г. Зюганов вел переговоры с председателем Госдумы Б. Грызловым и руководителем президентской администрации С. Собяниным. Похоже, именно эта последняя «гиря» склонила чашу весов в пользу переноса второго чтения законопроекта об АУ на осень.