Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

На моей памяти три министра образования, включая Дмитрия Ливанова и Ольгу Васильеву требовали остановить ликвидацию сельских школ

13 Марта 2019

Недавно Росстат обновил статистический ежегодник, так что интересно посмотреть, как они там дооптимизировались в контексте образования, - пишет в своем блоге аналитик Spydell. 

Россия приняла от СССР около 70 тыс. образовательных организаций, осуществляющих начальное, среднее и общее образования (попросту говоря школ). Наиболее агрессивное закрытие и физическое уничтожение школ началось с 2000 и происходит по сей день. Важно отменить, что с 2000 года не зафиксировано НИ ОДНОГО года, когда было бы положительное сальдо изменение школ. Только закрытие и уничтожение каждый год и без исключений! К 2018 году их осталось 42 тыс, т.е с 2000 года было закрыто, переоборудовано в другие организации и физически уничтожено 40% от среднего уровня 90-х. 

Отчасти это обусловлено демографической катастрофой 90-х и начала нулевых. В 90-е училось 22 млн школьников, упали до 13.6 млн, сейчас из-за роста рождаемости восстановились до 15.5 млн. 
В СССР в среднем на школу приходилось 300 школьников. Этот уровень плюс-минус сохранялся в 90-е, потом снизился до 242 в 2005-2006 и растет с тех пор, доходя до 400. 

Интерпретация этого соотношения проста. Все, что ниже 300 – недоукомплектованность школ, а выше – переукомплектованность, дефицит свободных мест. Другими словами, агрессивное сокращение школ в начале нулевых было связано главным образом с демографическим коллапсом, последние 7 лет преимущественно с «оптимизациями», т.к. тренд на снижение школьников прекратился в 2010-2011, а школы продолжают ликвидироваться! В перспективе это приведет к существенному снижению качества образования в виду того, что площади и образовательные программы подогнаны под определенное количество учеников и учителей. Рост учеников на школу (в отсутствии строительства новых кампусов, блоков) отразится в дефиците внимания и контроля к ученикам. 

Один из ярких примеров, иллюстрирующих проблему, приводит известный обозреватель, декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова Виталий Третьяков. В своем интернет-блоге он рассказал, как недавно был потрясен тем, что из 28 студентов, пришедших к нему на лекцию, только один знал, кто такой был генерал Дмитрий Карбышев, принявший мученическую смерть в фашистском концлагере. А вот о предателе Родины генерале Власове, как выяснилось, знало гораздо больше студентов. 

«Вопрос: кто, как и зачем преподаёт в нашей средней школе отечественную историю? Второй вопрос. Он же последний: какие ещё нужны доказательства, чтобы понять, наконец, что с ТАКОЙ реформой образования пора заканчивать?», - недоумевает Виталий Третьяков.

Олег Смолин о состоянии образования в России:

"Начну с цифр. В 1990 году у нас было примерно 69700 школ. По последним данным, которые мне довелось видеть, стало 41800. Причем, в 90-е годы ликвидировали чуть более 1000 школ. Процесс резко ускорился с 2001-2006 года, когда стали переходить на подушевое финансирование, т.е. прямо связывать финансирование школы с количеством детей. Понятно, что в такой ситуации маленькая школа умирает, в особенности сельская. 

Делалось это под предлогом улучшения качества школьного образования. Говорили, что в больших школах ребята получат образование более качественное. Но мы знаем, что это не факт. 

Что касается деградации школьного образования, то она, конечно, связана с оптимизацией, но не только. Мы недавно посмотрели базисные учебные планы советского периода и сейчас. Так вот, по сравнению с советскими временами резко сократились почти все учебные предметы, которые должны обеспечивать модернизацию: математика, физика, химия, биология, технология – от 15% до 1,5 раз. Сократились и те учебные предметы, которые должны обеспечивать российскую гражданскую идентичность, т.е. русский язык, литература, история, география, и тоже от 15% до 1,5 раз. Одновременно резко увеличилось преподавание иностранный язык. При этом школьные программы при сократившемся количестве часов либо остались теми же, либо даже усложнились. Поэтому дети «пробегают» по школьному курсу, а в головах ничего не остается. 

Кстати, на моей памяти три министра образования, включая Дмитрия Ливанова и Ольгу Васильеву требовали остановить ликвидацию сельских школ. Не помогло: нет нормального финансирования. 

Так что, я разделяю крайнюю обеспокоенность Третьякова, других наших коллег, которые говорят о резком падении качества школьного образования. Мы, конечно, требуем остановить оптимизацию сельских школ. Напомню, что недавно Владимир Путин заявил о необходимости восстанавливать фельдшерско-акушерские пункты в селах. Вероятно, потом потребует восстанавливать школы. 

Но одного этого недостаточно, чтобы изменить качество образования. Нам нужно, в частности, пересматривать содержание образования, и конечно, увеличивать финансирование образования, поскольку сейчас оно составляет только половину от необходимого для модернизации страны."

http://regions.ru/news/2626535/