Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Школа: кадровый кризис неизбежен?

27 Августа 2019

Заместитель министра образования Омской области Лариса Жукова назвала среднюю зарплату омских учителей – 29 100 рублей. 

По словам чиновницы, регион в целом выполняет майские указы президента Владимира Путина, согласно которым средняя зарплата педагогов должна соответствовать средней по региону. 

А каждый год в систему образования добавляется по 600-700 молодых педагогов. 

При этом директор центра профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников ОмГПУ Константин Чуркин говорит, что за последнее время наш регион чувствует острую нехватку в преподавателях. 

Так, ежегодно школы нуждаются в 1000-1100 специалистах, притом что ОмГПУ выпускает только 460 человек. До 20 % выпускников педагогического университета уезжают в другие регионы. А зарплата молодых специалистов находится на уровне 13-15 тысяч рублей, поэтому никто в школы и не рвется. 

Еще в 2015 году он говорил о том, что в регионе назревает дефицит кадров, который с годами будет только обостряться. 

Олег Смолин: 

«Напомню, что этой весной на Правительственном часе министр просвещения Ольга Васильева заявила, что в школе не хватает всего 1% учителей. 

24 июня на парламентских слушаниях она резко изменяет свои показатели, заявив, что вакантно не менее 10% мест. 

Общероссийский народный фронт (ОНФ), который также занимается этой темой, провел свое исследование, опросил более 1300 педагогов и получил следующие данные: 

- 44% учителей заявили, что у них не хватает математиков; 

- 39% учителей русского языка; 

- 26% учителей начальных классов; 

- и т.д. 

Почему такая разница? 

Ответ просто: относительно низкий дефицит учительских кадров связан с тем, что учителя работаю на полторы и более ставок. 

В современной российской школе можно встретить ситуацию, когда нагрузка учителя 40 часов, у него два классных руководства, а он еще и ведет кружки. У такого учителя, конечно, будет относительно большая заработная плата, но о каком качестве образования может идти речь? 

Еще 3 года назад ОНФ оценил среднюю нагрузку учителя более чем в 1,5 ставки. 

А год назад РАНХиГС опубликовал данные, согласно которым количество российских педагогов, которые работают на две ставки, поднялось с 7% до 13% . 

Недавно я побывал в хорошей омской школе №55, там учителя, по словам руководства, действительно получают 25-30 тысяч. Но при этом работают значительно больше, имея по 30-40 часов учебной нагрузки. 

Как можно требовать при таких условиях качество образования? 

Как школьный учитель в прошлом я хорошо знаю, что при таких нагрузках эмоциональное выгорание неизбежно, а главное что дает учитель своим ученикам, это не просто знание, но и часть своей личности. 

На парламентских слушаниях 24 июня Ольга Васильева совместно с Вячеславом Володиным сформовывали предложение о едином подходе в расчете заработной платы педагогов по России. Они пришли к пониманию необходимости введение базовой ставки единой для страны, где оклад педагога должен составлять 70% от зарплаты по региону. 

Это решение вошло в рекомендации парламентских слушаний, а позже по-моему предложению было утверждено не просто Комитетом по образованию и науке, но и постановлением Государственной думы. 

Когда Госдума голосовала за это постановление, то я напомнил коллегам, что они берут на себя серьезную ответственность. 

Во многих регионах принятие этой инициативы приведет к значительному повышению заработной платы педагогов. 

В Омске учитель будет получать на уровне 27 тысяч рублей за 18 учебных часов. Сейчас же ему надо отвести 36 часов и классное руководство, чтоб приблизится к такой сумме. 

Но я категорически против того, чтобы эти расходы были скинуты на регионы. Бюджеты 75-ти субъектов Российской Федерации являются дефицитными. Омский в том числе. 

Долги регионов, по данным Минфина, около 2 трлн. рублей, в следующем году могу составить 3 трлн. рублей. 

Притом что деньги есть...

Дополнительные доходы федерального бюджета в 2018 году превысили 2 трлн. рублей, дополнительные доходы текущего года должны также превысить 2 трлн. рублей, а по оценкам Алексея Кудрина, будут более 3 трлн. рублей. 

Но сейчас федеральный бюджет с регионами не делится. 

Решить проблему дефицита кадров в школах и повысить качество образования сами регионы не смогут. 

Посмотрим, как депутаты будут голосовать за бюджет 2020 года. Там есть и наши поправки, которые базируются на постановлении, принятом большинством Госдумы. 

Напомним, что ранее нами уже многократно вносились законопроекты, смысл которых в том, чтобы зарплата педагогов была не ниже средней по России, но за одну ставку. 

Уже более полугода Госдума не может рассмотреть другой наш законопроект, который предусматривает введение базового оклада педагогических работников, который будет не ниже 2 МРОТ по региону. 

То есть в Омске начинающий учитель будет получать более 22 тысяч рублей за 18 часов. 

Сейчас по факту эти суммы значительно меньше. 

Если сейчас ничего не изменить, то кадровый голод будет только возрастать, а качество образования падать..