Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

В Госдуме прошли парламентские слушания о проблемах российской школы

25 Июня 2019

24 июня в Государственной думе прошли большие парламентские слушания "О мерах по повышению качества образования", инициированные Олегом Смолиным. Участниками слушаний стали: министр просвещения Ольга Васильева, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, депутаты, представители профильных федеральных и региональных ведомств, директора школ и педагоги. Председательствовал на слушаниях председатель Госдумы Вячеслав Володин.

В рамках слушаний с докладом выступила министр просвещения Ольга Васильева, которая обрисовала круг основных проблем, препятствующих повышению качества образования. Это низкий престиж профессии педагога, "старение" педагогических кадров, забюрократизированность системы образования, невысокие зарплаты в отрасли, кадровый голод.

По словам министра, эти проблемы способна решить успешная реализация национального проекта "Образования", в который заложены следующие меры: строительство новых школ, программа "Земский учитель", призванная закрыть кадровые дыры в сельских школах,  разрешение студентам педагогических вузов (с 3 курса) работать учителями-предметниками, планируемые изменения в Трудовой кодекс для закрепления необходимости иметь учителю только четыре документа: рабочую программу, КТП, электронный журнал и электронный дневник, утверждение новых ФГОС, которые будут понятны всем участникам образовательного процесса, сохранение малокомплектных школ, повышение заработной платы педагогов.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе своего выступления заявил, что благодаря оценочным процедурам: ВПР, ГИА, НИКО ведомство имеет информацию о качестве образования в каждом классе (с 4 по 11) каждой школы страны. По словам Кравцова, ВПР призваны облегчить работу учителя и школы в целом, являясь удобным инструментом для диагностики образовательных результатов обучающихся и обнаружения дефицитов в обучении школьников. 

Отвечая на вопрос присутствующего педагога о том, как быть с тратящимся учебным временем на подготовку к ВПР, Кравцов сказал, что ВПР должны заменить стандартные контрольные итоговые работы и не должны требовать специальной подготовки, на которую необходимо тратить учебные часы.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин, перечислив системные проблемы в образовании, выступил с предложениями:
1. При повышении зарплат педагогов ориентироваться на средние зарплаты не по региону, а по стране.
2. Законодательно установить, что в год в образовательную организацию может быть направлено не более 1 проверки, и запретить запрашивать у образовательной организации данные, которые опубликованы на официальном сайте организации.

Заканчивая свое выступление, Смолин сказал, что российскому учителю по плечу решение любых профессиональных задач, если государство будет ему помогать по-настоящему.

Отметим, что в ходе слушаний выступали и учителя, которые рассказывали о проблемах своих регионов, низких заработных платах, низком социальном статусе, закрытиях школ и т.д.

Основными итогами слушаний можно выделить две позиции:

- начало дебюрократизации образования, которое должны почувствовать на себе учителя уже с начала этого учебного года;

- Ольгой Васильевой и Вячеславом Володиным совместно с участниками слушаний была сформулирована позиция о базовой ставке. Базовая ставка (18-20 часов учебной нагрузки в зависимости от региона) должна оплачиваться и быть не менее 70% от средней зарплаты по региону. Насколько это предложение будет реализовано, покажет время.