Реформы заведомо обречены на провал

Март

Похоже, в научно-педагогической среде зарождается оппозиция действующей власти. Возглавить ее намерен первый заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Он создает общественное движение «Образование для всех». »Наша цель — заставить власть услышать голос образовательного сообщества», — заявил Олег Смолин на недавней пресс-конференции в РИА «Новости».

«Сегодня возможно все, за исключением хорошего, — начал Олег Смолин свое выступление. — Реформы заведомо обречены на провал из-за непродуманных решений, которые принимаются на разных этажах власти».

Как рассказал Смолин, согласно 122-му закону все региональные и муниципальные вузы передаются на федеральный уровень. В то время как «Концепция участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования» предусматривает передачу значительной части российских вузов… в регионы и муниципалитеты. При этом большинство вузов, равно как и других образовательных учреждений, в ближайшей перспективе перейдет в новые организационно-правовые формы -АУ и ГАНО.

«Звучание этих аббревиатур вполне отражает их содержание, -заметил Олег Смолин. — Их внедрение приведет к утрате федерального статуса передаваемой им собственности».

По убеждению депутата, нет ни логики, ни справедливости и в предложении министра образования и науки Андрея Фурсенко пересмотреть рейтинги российских вузов: основными критериями оценки качества их работы должен стать процент выпускников, работающих по специальности, а также уровень зарплат.

«Если этот замысел будет претворен в жизнь, — считает Олег Смолин, — в зоне риска окажутся медицинские, педагогические, сельскохозяйственные университеты, вузы культуры, а также учебные заведения, которые готовят специалистов для военно-промышленного комплекса. Между тем уровень заработной платы во всех этих отраслях, по существу, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устанавливает государство».

Резким оценкам подверглась и деятельность Госдумы четвертого созыва.

«Ничего не предлагая в области образования, — сказал Смолин, — Дума выступила в роли похоронной команды, провалив социально значимые законы: о дополнительном образовании, о введении надбавок за ученые степени и звания во всей системе образования, о досрочных пенсиях для педагогов, об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Что касается изменений и дополнений, которые были внесены в Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» в минувшем году, то они, по мнению Олега Смолина, с одной стороны, привели к утрате многих социальных гарантий в сфере образования, с другой -резко ограничили экономические и академические свободы образовательных учреждений.

«Таким образом, реформаторы отобрали у людей и удочки, и рыбу», — резюмировал Смолин.

По ту сторону прогресса

«Отечественная модернизация, проводимая под лозунгом интеграции в международное образовательное пространство и под флагом Болонского процесса, на практике противоречит прогрессивному опыту западных стран, — заявил Олег Смолин. — В последнее время там преобладают реформы социального и демократического направления».

Действительно, во всех развитых странах заработная плата в образовании находится на уровне доходов работников промышленной сферы. Аналогичная норма была прописана в Законе «Об образовании» до вступления в силу 122-го закона. Она так и осталась на бумаге.

«Несмотря на двадцатипроцентную индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, которая состоялась в начале этого года, причем не во всех регионах, -сказал Смолин, — реальные доходы российских педагогов снизились на 10% по отношению к прожиточному минимуму. Новое повышение на 11% с 1 сентября 2005 г. не компенсирует этот разрыв».

Катастрофическая ситуация складывается и в сфере налогообложения. Если на Западе действуют налоговые льготы для образовательных учреждений, то в Российской Федерации фискальное ведомство при полном одобрении правительства и Думы устанавливает одинаковые правила игры для коммерческих предприятий и для социального сектора.

С 1 января 2006 года заканчивается льгота по налогу на имущество. По оценкам экспертов бюджетного комитета, образовательным учреждениям придется платить суммы, сравнимые с фондом заработной платы. Это приведет к автоматическому повышению платы за обучение и ударит по карманам рядовых граждан. Напомним, что, по данным Министерства образования и науки, за деньги обучаются 51% от общего числа студентов. В некоторых территориях этот показатель уже превысил 60%.

А если вступит в силу закон о введении многоуровневого образования, то подготовка специалистов и магистров будет осуществляться в основном на коммерческой основе.

Одновременно растет доля платных услуг на всех ступенях образовательной лестницы.

«С 1 января нынешнего года родительская плата за детсад резко пошла вверх. И теперь едва наметившийся бэби-бум может прекратиться», — считает Олег Смолин. Аналогичные процессы происходят в системе общего образования. Сокращение учебной нагрузки школьников на 25% под видом трогательной заботы о переутомившихся детях на практике приведет к снижению качества образования и к эму, что родителям придется доплачивать за недостающие часы из собственного кармана. Обещанные реформаторами адресные субсидии малообеспеченным семьям будут использованы не по назначению, иными словами, неблагополучные родители их просто пропьют», -убежден Олег Смолин.

Все перечисленные факты, по мнению депутата, идут вразрез с международным опытом. Даже в Америке государственные школы 100% обеспечены за счет бюджета, и родители учащихся с минимальной зарплатой в размере 00 долларов ни цента не доплачивают ни за дополнительные образовательные услуги, ни за учебники.

Что предлагаете вы?

Но, как известно, сила оппозиции не столько в ее протестных заявлениях, которые играют определенную роль лишь на первом этапе, а в конкретной программе действий. Ее проект был впервые вставлен на общественных слушаниях «Стратегия российской образовательной политики: есть альтернатива?», состоявшихся в Думе 16 февраля 2005 года.

В программе предлагаются меры реформирования экономики, государственной поддержки образования, социальные гарантии для учащихся, студентов и педагогов; существенное повышение стипендий, заработной платы, расходов другие нужды отрасли.

Такой план действий трудно не поддержать. Гораздо труднее понять, за счет чего его можно реализовать на практике.

Ресурсов для этого более чем достаточно, убеждены Олег Смолин и его коллеги: профицит бюджета, золотовалютные резервы Центробанка — 132 млрд. долларов, средства Стабилизационного фонда, объем которого в минувшем году достиг 740 млрд. рублей.

В общем, закрома Родины переполнены, не хватает главного — государственной воли.

С этой точки зрения несколько наивным представляется обращение участников вышеупомянутых общественных слушаний к президенту — «рассмотреть вопрос о служебном соответствии должностных лиц, ответственных за разработку и принятие Федерального закона № 122-ФЗ (в части, касающейся образования), а также «Концепции участия РФ в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования», и документа «О приоритетных направлениях развития образовательной системы в Российской Федерации».

Парадокс в том, что все эти «нехорошие бумаги» завизированы президентом и, как несложно догадаться, им же инициированы. Поэтому и правительство, и чиновники Министерства образования и науки в данном случае являются простыми исполнителями высочайшей воли, даже их увольнение с постов не исправит существующего положения дел.

На 16-17 апреля намечено проведение российского форума «Образование для всех», в рамках которого пройдет обсуждение нового плана действий и согласование общественных проектов.

В числе участников зарождающегося движения — благотворительные фонды, общественные организации инвалидов, образовательные учреждения (в основном негосударственные) и их ассоциации, Совет директоров школ, СМИ. Из государственных структур -РАО, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ольга Дашковская

Опубликовано: 1 сентября. — 2005. — 22 марта. — № 20. — С. 1.