Ждём инопланетян?

января

Продолжим тему развития человеческого потенциала в бюджете 2008-2010 гг., начатую статьёй «Не подложи «крысе» «свинью»!» в «Вестях образования» № 24 за 2007 г. Напомню: помимо индекса образования, этот потенциал измеряется индексом долголетия и индексом благосостояния. Первый из них во многом определяется политикой государства по отношению к старшему поколению, причём эта политика, несмотря на колоссальные финансовые возможности, остается крайне жёсткой.

Пенсионная реформа, по праву носящая имя М. Зурабова, в действительности привела к относительному и абсолютному обнищанию людей так называемого третьего возраста.

Относительное обнищание выражается в отставании «роста» их пенсий от роста зарплаты. Известно, что в социальных государствах Европы (например, в Норвегии) средняя пенсия составляет от средней заработной платы около 70%. Международная организация труда требует, чтобы она не опускалось ниже 40% (конвенция МОТ № 102). Европейская социальная хартия установила ещё более высокую границу отношения пенсии к средней заработной плате – не менее 60%.

Между тем:

  • в Советском Союзе в 1991 г. это соотношение составляло от 55% до 75%;
  • в России накануне начала зурабовской «реформы» – около 40%;
  • в 2004 г. (через два года после её начала) – 28%;
  • в 2006 г. – 24%.

По заявлению Председателя ФНПР М. Шмакова, у высококвалифицированных рабочих коэффициент замещения (зарплаты пенсией) вообще составляет от 5 до 15%. Округляя, можно сказать, что пенсионная «реформа» за четыре года стоила пенсионеру падения уровня пенсий относительно средней зарплаты с 2/5 до 1/4.

Многократно хвалёный властями трёхлетний бюджет на 2008-2010 гг. предполагает дальнейшее относительное обнищание пенсионеров. По заявлению, А. Кудрина, средняя зарплата за это время должна вырасти на 94%, тогда как даже базовая пенсия – только на 65%. Эксперты считают, что при продолжении современной политики для тех, кому сейчас 40-45 лет, пенсия составит уже только 15-20% от зарплаты, а когда старшим поколением станет современная молодёжь, она получит лишь 10-15% от заработка.

Абсолютное (т.е. в прямом смысле) обнищание пенсионеров проявляется в регулярном отставании индексации пенсий от роста цен на товары первой необходимости.

С упрямством, доходящим до абсурда, правительство продолжает уверять страну в том, что пенсии растут сказочными темпами. Однако при проверке фактами «сказочными» оказываются уже не эти темпы, но сами уверения.

В отличие от официальной инфляции, прожиточный минимум, даже в том издевательском виде, как он рассчитывается для пенсионера, растёт значительно быстрее средних пенсий. А потому по отношению к этому прожиточному минимуму средняя пенсия вовсе не увеличивается. Приведу данные думского Комитета по труду и социальной политике об отношении средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера:

август 2004 г. – 116%;

август 2005 г. (после массовых протестов) – 124%;

конец 2006 г. – 102%;

ноябрь 2007 г. – 105,5%.

В переводе с математического языка на русский это означает, что, даже по официальным данным, в реальных деньгах средняя пенсия в ноябре 2007 г. оказалась почти на 20% меньше, чем в августе 2005 г.! Трёхсотрублёвая «прибавка» с 1 декабря 2007 г. в среднегодовом исчислении означает, что пенсионерам под выборы в прошедшем году добавили по 25 руб. в месяц (300:12) – примерная цена одного пакета молока. Вот и вся «любовь» власти к старшему поколению.

В своё время и Президентское послание Федеральному Собранию страны 26 апреля 2007 г. не добавило в общую картину светлых тонов. Как помнит читатель, глава государства пообещал поднять пенсии за три года в среднем на 65%. Учитывая, что за этот же период тарифы на коммунальные услуги предлагается повысить ровно на столько же, цену на электроэнергию – в 1,5 раза, а на газ – в 2 раза, в 2010 г. пенсия в лучшем случае останется на прежнем уровне.

Однако трёхлетний бюджет разочаровал ещё больше. Оказывается, обещание Президента касается только базовой части пенсии. Страховую же её часть предлагают увеличить за три года менее чем на 50%. В сумме это составит чуть более 55% – явно меньше ожидаемой социальной инфляции (роста цен на товары первой необходимости).

На самом деле минимальная зарплата и пенсия должны ориентироваться не на официальный «непрожиточный» минимум, а на минимальный потребительский бюджет. По данным профсоюзов, в современной России он составляет не менее 10 тысяч рублей в месяц.

Что же касается третьей составляющей человеческого потенциала – индекса благосостояния, остановимся ещё раз на его обеспечении в отношении тех, кто этот потенциал и создаёт – российской интеллигенции вообще и работников образования, в особенности.

В № 21 уже отмечалось, что проектировки федерального бюджета на 2008-10 гг., представленные министром финансов А. Кудриным депутатам Госдумы, в этой части также вызывают уныние. Округлённо этот «рост» выглядит так:

2008 г. – 15%,

2009 г. – 18%,

2010  г. – 6%,

итого: 39% за три года.

Ещё печальнее другое. Эти проектировки составлены с учётом денег, выделяемых на переход к отраслевым системам оплаты труда. Если же считать только средства, предназначенные на индексацию зарплаты в федеральных учреждениях, то выглядит это следующим образом:

на 7% – с 1 сентября 2008 г.;

на 6,8% – с августа 2009 г.;

на 6,5% – с 1 января 2010 г.;

итого: около 20%.

Иначе говоря, трёхлетний бюджет гарантирует интеллигенции и всем работникам бюджетной сферы относительное обнищание (по сравнению с ростом зарплаты в других секторах экономики) и обнищание абсолютное (по сравнению с ростом цен на товары первой необходимости).

По официальным прогнозам, инфляция в 2008-10 гг. составит около 20%. Однако нет сомнений в том, что повышение цен на товары и услуги первой необходимости за три года окажется значительно выше, чем планируемый «рост» зарплаты. Заявление Кудрина о том, что административными методами цены нельзя держать долго, означает более чем прозрачный намёк на то, что весной надо ожидать их нового скачка. По некоторым оценкам, в отношении продуктов питания – до 50%. Обещанное повышение зарплаты с 1 февраля 2008 г. на 14% – это лишь запоздалая и неполная её индексация. Короче: если в бюджет не будут внесены радикальные изменения, в 2010 г. российская интеллигенция и другие работники бюджетной сферы будут ещё беднее, чем в 2007-м.

Согласно последнему Докладу о развитии человеческого потенциала, рейтинг России по этому показателю на девять позиций хуже её рейтинга по объёму валового внутреннего продукта на душу населения. В переводе на русский язык это подтверждает известную до банальности мысль: ресурсы страны в интересах человека используются плохо.

Увы, трёхлетний бюджет в отношении интеллигенции и старшего поколения ситуации, мягко говоря, не улучшает. Точнее, обе эти группы населения, в принципе обладающие при выборной системе решающим политическим влиянием, раз за разом ухудшают ситуацию для самих себя. И никакие астрологи с их восточным летоисчислением помочь здесь не в состоянии: ни домовитая «крыса-мышь», ни упрямый «бык», ни грозный «тигр», в отличие от пенсионеров и интеллигенции, российскую власть не избирают.

Невольно вспоминается старый политический анекдот. Из нашего положения есть два выхода: фантастический, если сами выберемся, и реальный, если помогут инопланетяне. Похоже, ждём инопланетян?..

Опубликовано: Вести образования — 2008. — 1-31 января. — № 1-2 (97-98).