Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

27 апреля - День парламентаризма

27 Апреля 2021

Страна незаметно отметила День парламентаризма. Чем же выделяется эта памятная дата и что происходит с развитием парламентаризма в России?

Начнем с того, что Высшая школа экономики (ВШЭ) проанализировала синтаксическую сложность российских законов и пришла к выводу, что эта сложность приближается к «Критике чистого разума» Эммануила Канта. Желающие проверить, могу попробовать почитать и то и другое, и сравнить.

Самое длинное предложение в российских законах, которое нашли исследователи ВШЭ, составляет 707 слов. Это примерно полторы страницы.

По синтаксической сложности российские законы значительно превосходят роман Льва Толстого «Анна Каренина», некоторые законы имеют сложность – 65 баллов, роман оценивается – около 40.

С грустью можно отметить, что парламентаризм в России развивается по нисходящей линии. Вопреки тому, что нам говорят, а именно, что Советы – это якобы не парламент, но наиболее похожим на парламент были именно Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

Говоря про постсоветскую Россию, Государственная Дума и Совет Федерации (тогда был выборным, а не назначенным) первого созыва многократно преодолевали вето президента Бориса Ельцина. Во второй Думе и Совете Федерации – это было еще возможно, а сейчас об этом нечего и думать.

Государственная дума 7-го созыва – это почти всегда место для дискуссий, но довольно редко для принятия решений. Принимаются только те законопроекты, которые получили одобрение у правительства или Администрации президента, либо тех и других.

Что касается сложности языка российских законов, то она отображает тенденцию бюрократизации управления государством. Законы пишутся юристами для юристов, но не для обычного гражданина.

Печально, что если хочешь, чтоб закон «пропустили», то приходится «с волками жить, по-волчьи выть», то есть использовать этот же язык.

Достаточно сравнить первую редакцию закона об образовании 1991 года и действующий закон об образовании, что убедит в их качественном развитии. В первой редакции было 34 отсылочных норм, в современном более 200. Не прочитав подзаконных актов, невозможно понять какие права имеют граждане.

Хочется верить, но верится с трудом, что выборы 2021 года положат конец нисходящей линии развития парламентаризма в России и дадут больше рычагов для управления страной обычному гражданину.