Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

ЕГЭ должны проводиться по правилам 2020 года

21 Января 2021

19 января комитет Государственной думы по образованию и науке рассмотрел законопроект группы депутатов «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым, касающийся единого госэкзамена и государственных выпускных экзаменов. В данном случае мы имеем интересную ситуацию, когда с содержанием законопроекта я согласен, а с аргументацией не всегда. Начну с аргументации.

В пояснительной записке авторы утверждают, что качество российского образования ухудшается потому, что год от года снижаются требования к ЕГЭ. Это, может быть, и справедливо по отношению к базовой математике, но вряд ли справедливо в целом. Скорее, наоборот.

С 2022 года нам грозят усложнить задания по ЕГЭ. На самом деле ЕГЭ понижает качество образования другим способом. Поскольку его цена очень высока, дети в 11-м классе, а иногда и в 10-м, практически перестают изучать все другие предметы, кроме тех, которые собираются сдавать. В итоге вместо разносторонне образованных выпускников получаются, как сказал бы Козьма Прутков, «специалисты, подобные флюсу», с односторонней полнотой. Спроси их что-нибудь за пределами тех предметов, которые они сдают, и обнаружится подчас вопиющая функциональная безграмотность. Но в принципе идеология законопроекта, разработанного группой коллег из «Справедливой России», совершенно правильная.

Фактически они предлагают повторить правила, которые действовали в России в 2020 году – а именно разрешить не сдавать ЕГЭ тем, кто не собирается поступать в высшие учебные заведения.

Кстати, опыт прошлого года показал, что таких оказалось примерно 10 процентов. Казалось бы, это торжество ЕГЭ. На самом деле всё не так. Просто большинство тех, кто не хотят сдавать ЕГЭ, не учатся в 11-м классе, а после 9-го класса поступают в среднее профессиональное учебное заведение. Если верить статистике, 52% всех ребят после 9-го класса поступают именно так. Нежелание сдавать ЕГЭ – одна из главных причин такого выбора. Поэтому, если бы правительство когда-нибудь согласилось с нашими многократными предложениями перевести ЕГЭ в добровольный режим, очень может быть, что ситуация была бы 50х50. Половина учащихся выбрала бы ЕГЭ, а вторая половина, соответственно, – классический выпускной экзамен.

Представитель правительства в Государственной думе заявил, что к идее о разделении выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов можно будет вернуться. Но пока Министерство просвещения поддержать эту идею не готово. Как и следовало ожидать, все члены комитета от «Единой России» проголосовали в соответствии с рекомендацией правительства против решения комитета, то есть поддержали законопроект фактически два депутата. Один из них – ваш покорный слуга.

В этом году такой законопроект, очевидно, без поддержки правительства принят не будет, так как вообще Государственная дума за редчайшим исключением ничего не принимает без команды или санкции правительства и/или администрации президента.

На мой взгляд, диверсификация выпускных экзаменов – это абсолютно правильная идея. Аргументацию мы приводили уже много-много раз, повторять в данном случае не хочется.

Источник