Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Снижение пенсионного возраста не потребует дополнительных расходов - оно просто не даст отнять у людей деньги

9 Марта 2021

Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности не поддержала инициативу сенатора Василия Иконникова о снижении возраста выхода на страховую пенсию по старости. Как сообщает ТАСС, об этом говорится в проекте отрицательного заключения кабмина. 

Законопроект предусматривает снижение возраста выхода на страховую пенсию по старости для мужчин и женщин с 65 и 60 лет до 61 года и 56 лет соответственно, а также трудового стажа для досрочного выхода на пенсию с 42 и 37 лет до 38 и 33 лет соответственно. Кроме того, документ снижает требования к возрасту для получения социальной пенсии по старости с 70 и 65 лет до 66 лет и 61 года соответственно. 

Как отмечает правительственная комиссия, поэтапное повышение пенсионного возраста "в долгосрочной перспективе позволит создать устойчивую финансовую основу для систематической индексации пенсий темпами, опережающими инфляцию, и обеспечить повышение уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к складывающимся демографическим условиям". 

"Необходимость внесения в пенсионное законодательство предлагаемых законопроектом изменений не подтверждается статистическими данными, полученными в ходе правоприменения, и анализом действующих правовых норм, обосновывающим их неэффективность", - говорится в проекте отзыва. 

В нем указывается, что, согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, его реализация потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России. "Однако законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации", - подчеркивает комиссия. "Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект", - резюмировали в кабмине. 

В 2018 году был принят закон об изменении пенсионной системы в РФ, согласно которому пенсионный возраст был увеличен на пять лет: с 60 до 65 лет - для мужчин, с 55 до 60 лет - для женщин. Постепенное повышение пенсионного возраста началось в 2019 году. Переходный период продлится до 2028 года.

Олег Смолин:

"Я бы охарактеризовал такое решение как закономерное безобразие. Закономерное потому, что понятно, что правительство повышало пенсионный возраст не для того, чтобы потом его снижать. 

Теперь что касается аргументов. Ни один из них не выдерживает никакой критики. Во-первых, нам говорят, что законопроект о снижении пенсионного возраста якобы потребует дополнительных расходов. Он не потребует дополнительных расходов, а просто не даст отнять у людей деньги, и соответственно, сохранит расходы Пенсионного фонда на том уровне, какой есть. 

Второе, по поводу уверений в том, что повышение пенсионного возраста создаст устойчивую основу для индексации пенсий. Я хочу напомнить, что в 2016 году индексация пенсий должна была составить 13%, а составила 4%, и с тех пор недостающие 9% никто людям не возвращает. Более того, с 2016 года не индексируются пенсии работающим. 

И наконец, если говорить о т.н. коэффициенте замещения, который обозначает отношение средней зарплаты к средней пенсии, то если в 2016 году этот коэффициент составлял порядка 33%, то сейчас 29%. А согласно Конвенции Международной организации труда за номером 102, он должен составлять 40%. То есть мы видим, что несмотря на повышение пенсионного возраста, по отношению к заработным платам пенсии не только не растут, но наоборот падают. 

И последнее. Я хочу напомнить, что в мире сейчас обсуждаются последствия новой волны технического прогресса, и в частности, роботизации. И среди прочего обсуждается вопрос, что делать с миллионами людей, которые могут лишиться работы в результате этой самой роботизации. Вот когда это станет актуальным и для России, тогда у нас, как и у других стран, возникнет дилемма: либо вводить т.н. базовый доход, т.е. платить ничтожные деньги, но всем, либо увеличивать количество работников в социальной сфере, т.е. учителей, врачей, работников культуры, либо наконец снижать пенсионный возраст."

Источник