Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
Главная

Учитель и дворник  - близнецы братья?

25 Ноября 2020

Сервис по подбору персонала HeadHunter провел опрос и выяснил, какие профессии россияне считают самыми престижными, а какие нет.

Работа программистом возглавила список, ее назвали престижной 17 процентов опрошенных. На втором месте оказалась профессия директора и топ-менеджера (13 процентов). Третью строчку разделили профессии президента, инженера и врача (по 4 процента).

В рейтинге наименее престижных профессий оказались уборщик, продавец и кассир (13 процентов), дворник (12 процентов), учитель (4 процента).

Большинство респондентов отметили, что престиж профессии определяется величиной зарплаты (74 процента) и уважением в обществе (58 процентов), 51 процент — назвали профессии, которые приносят обществу большую пользу.

Результаты опроса впечатляют. За программистов можно лишь порадоваться. Неудивительно их первенство, профессия творческая и хорошо оплачиваемая.

За учителей остается только печалиться, но не удивляться. Согласно Максу Веберу, положение в обществе человека определяется его материальным положением и престижностью профессии.

Если же взять в расчет такой показатель, как «полезность для общества», то учителя должны были обогнать программистов. Неслучайно еще Роберт Рождественский писал, что учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле. Педагог взращивает человеческий потенциал, который через годы становится и инженером, и программистом и музыкантом, и директором и т.д.

Боюсь, что результаты опроса, как и многие другие данные о печальном положении российских учителей будут также проигнорированы властью.

В федеральном бюджете на 2021-2023 гг., который Государственная дума приняла во втором чтении, статус учителя, требующий массовую финансовую поддержку, снижается.

Без решительного улучшения положения наших педагогов кадровый кризис и снижение качества образования неизбежно.