Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыАктуальные комментарии на тв, радио, в печати, на веб-сайтахСтояние в октябре

Стояние в октябре

Октябрь

Добивались уступок от правительства в основном учителя. В забастовках, пикетах и митингах приняли участие около 400 тысяч педагогов.

Аналогичная акция проходила и в октябре прошлого года. Тогда правительство пообещало прибавку максимум на 50% (в зависимости от возможностей регионов), минимум — на 30. Профсоюзы, судя по всему, с этим согласились. Во всяком случае, протестные выступления тихо сошли на нет.

Осенью нынешнего года ещё одну прибавку некоторым категориям учителей и врачей пообещал президент. Почему же забастовки и митинги начались не в августе, к примеру, а после того, как здравоохранение и образование были включены, наконец, в сферу национальных интересов? Появился свет в конце тоннеля или просто наступил революционный октябрь?

На этот и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Олега СМОЛИНА.

— Какой свет в конце тоннеля?! В текущем году повышение заработной платы с учётом инфляции составит не более 21%. В следующем — максимум 11%. Остальное из обещанных 20% опять же «съест» инфляция. То есть в действительности рост заработной платы в следующем году планируется не ускорить, а замедлить в два раза.
По нашим оценкам, за последние 15 лет зарплата российской интеллигенции в реальных деньгах упала примерно в 3,5 раза. Стипендия студента вуза даже с учётом последнего повышения — в 3 раза, студента техникума — в 7 раз, учащегося ПТУ — в 10 раз.

И это при том, что федеральный бюджет буквально ломится от денег. Дополнительные доходы в прошлом году перевалили за 600 млрд. рублей, в первом полугодии нынешнего — за 880 млрд. В будущем планируется получить дополнительно 776 млрд. Реально же эта цифра будет ещё выше. Итого в 2004—2006 гг. дополнительные доходы составят где-то 3,5—4 триллиона рублей. А для того чтобы выполнить все выдвинутые профсоюзами требования, нужно, по моим прикидкам, всего 400 млрд. Это примерно четверть дополнительных доходов бюджета 2005 года. Как раз столько, сколько государство в лице «Газпрома» скоро отдаст Роману Абрамовичу за пакет акций «Сибнефти».
Можно ли говорить, что требования бюджетников нереальны? Они очень скромны.

Кое-что участники акции протеста добились накануне её начала. «Единая Россия» пошла на символические уступки, и около 9 млрд. рублей из дополнительных доходов будущего года всё-таки образованию пообещала. На программу «Школьный автобус», на надбавки за учёные степени и звания, на оборудование сельских школ и так далее. Но, повторяю, это меньше одного процента от реальных доходов (подчёркиваю: дополнительных) бюджета следующего года.

Уверен, если бы на акцию протеста в Москве вышло не 3—5 тысяч, как в среду, а 300—500 тысяч, решения были бы совершенно другими.

— На мой взгляд, при хорошей организации могло бы выйти даже больше. Ведь против зарплаты учителям не возражает никто.

— Ну что вы. Против зарплаты учителям не возражают, выступая по телевидению и в газетах. Но когда дело доходит до голосования, то «за» оказываются только КПРФ, «Родина» и часть независимых депутатов.

— Я имела в виду граждан.

— Граждане, конечно, не возражают. Потому что они прекрасно понимают, что намного выгоднее платить зарплату учителю и требовать от него нормальной подготовки ребёнка, нежели гнать эти деньги в никому не ведомый Стабилизационный фонд.

— Недавно в одном из интервью экс-министр образования, академик РАО Эдуард Днепров сказал, что по расходам на одного учащегося в процентах к подушевому ВВП мы уступаем только Зимбабве. Это так?

— Я, честно говоря, давно не видел этой цифры, но вот по индексу развития человеческого потенциала, который измеряется прежде всего продолжительностью жизни, уровнем образования, состоянием здоровья и уровнем смертности, мы, по одним оценкам, занимаем 105-е место, по другим — 148-е.

Невозможно ввести страну в информационное общество, если хуже всего платят именно тем, кто создаёт этот самый человеческий потенциал. А именно учителю, учёному, врачу, работнику культуры. Государство сегодня обладает огромными возможностями. И нет никаких экономических оснований держать российскую интеллигенцию, которая дважды в XX веке сделала революцию и дважды от этого пострадала, на голодном пайке.

— Олег Николаевич, как, по-вашему, уступит правительство?

— На мой взгляд, уступит. Но очень мало. По одной простой причине. Оно действует по известному принципу — пока дитя не бастует, правительство не разумеет. Если бы, повторяю, на акции протеста вышли в сто раз больше людей, уступило бы наверняка.

Людмила Мазурова

Опубликовано: Литературная газета. - 2005. - № 43. - 19-25 октября. - С. 2.