Русские, где вы? Впечатлениями об Армении делится российский парламентарий

ноябрь

Российская парламентская делегация недавно участвовала в работе Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. На этот раз заседания постоянных комиссий Ассамблеи – финансово-экономической и по науке и образованию проходили в Армении. В работе этих комиссий принял участие и наш земляк, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и образованию Олег Смолин. Вот что он рассказывает о жизни в бывшей республике СССР — Армении после развала Союза.

Армяне уезжают из своей страны

Последствия катастрофического разрушения советской цивилизации после развала Советского Союза в Армении еще более очевидны. Республика живет крайне бедно, потому что промышленность практически не работает, у населения очень низкие доходы. К примеру, мы считаем, что в России нищенская среднемесячная заработная плата — около 200 долларов. В Армении и того меньше — около 80 долларов. Работники социальной сферы (учителя, врачи, работники культуры) получают и того меньше — порядка 50 долларов.

Пенсионеры здесь еще более обездолены, так как получают порядка 300 рублей. Между тем разница в ценах, российских и армянских, не такая большая, как разница в доходах.

Значительная часть интеллигенции из Еревана выехала в другие страны, в том числе и в Россию. Помните, у Валентина Гафта была такая эпиграмма: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». Теперь ее здесь перефразируют так: «Гораздо меньше в Армении армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». Грустная, очень грустная шутка. Население Армении, действительно, сокращается. На смену уехавшей интеллигенции в Ереван пришли жители окрестных деревень, и культурный ареал столицы очень поменялся: центр ухожен и красив, а окраины даже не освещены, люди ходят с фонариками в вечернее время. Заметно то, что люди встревожены. Те, кто имеет возможность уехать, уезжают из страны.

За образование для всех

На заседании постоянной комиссии по науке и образованию мы рассмотрели очень важный вопрос — модельный закон о статусе педагогического работника в республиках СНГ. В этот закон нам удалось включить положение, которое, увы, исключили из российского законодательства наши псевдореформаторы. Я имею в виду положение о том, что средняя заработная плата в образовании должна быть не ниже, чем в промышленности. Считаю, что это абсолютно правильно.

Кстати, работа ассамблеи проходила во время Всероссийской акции протеста работников образования, в которой омские учителя, к сожалению, не участвовали.

В Армении очень хорошо осведомлены о том, как пытаются реформировать образование в России, потому что большая часть газет, которые продают в местных киосках, — российские. К тому же и в самой Армении издается больше десятка газет на русском языке.

На встрече со студентами лингвистического университета им. В. Брюсова нас очень тепло принимали. Выяснилось, что подавляющее большинство студентов за «образование для всех». Их очень волнует, почему в России сокращается число бесплатных учебных мест в вузах. И это, действительно, так: в этом году число бюджетных мест заочной формы сокращено на 8%, очной формы — на 1%.

Я рассказал студентам о том, что нахожусь в политической оппозиции и никак не разделяю позицию российских властей по отношению к образованию. Более того, российская оппозиция, наша фракция КПРФ в Государственной Думе, постоянно отстаивают интересы образования, противостоят внедрению платного образования. Мои слова были встречены аплодисментами.

В советский период истории Армения была одним из лидеров по уровню жизни, по количеству людей с высшим образованием на душу населения, а армянское отделение Академии наук СССР славилось не только в Советском Союзе, но и в мире.

В самой Армении реформа образования выражена переходом на 12-летнее обучение в общеобразовательной школе и переходом в вузах на европейский стандарт — баклавариат и магистратуру. В связи со сложной экономической обстановкой преобладает платное образование в вузах.

Единственный плюс, на мой взгляд, это то, что в Армении возвращаются к изучению русского языка после значительного спада в 1993 году. Его изучают как иностранный со 2 класса. К тому же в 47 из 1400 школ сохранены классы, где обучение ведется на русском языке, в 41 школе — ведется углубленное изучение русского языка. И это при том, что 95% населения Армении — армяне. Русских осталось здесь лишь 10 тысяч человек, украинцев — 8 тысяч человек.

К слову сказать, такого прогрессирующего отношения к русскому языку (за исключением Беларуси и Казахстана) не наблюдается в других странах СНГ. И это тоже повод для раздумий и активных действий на правительственном уровне по развитию наших взаимоотношений.

России пора возвращаться в Армению

В Армении очень сильны пророссийские настроения. Во время различных встреч нам не раз рассказывали, как в прошлом один из католикосов (высший церковный чин армянской церкви) Армении, подоткнув сутану, лично участвовал в освободительной войне против турков и персов и призывал к воссоединению с Россией. А один из представителей армянского парламента Рубен Овсисян напомнил историю об известной поездке Андрона Михалкова-Кончаловского к знаменитому армянскому художнику Мартиросу Сарьяну, который сказал русскому гостю глубоко символичную фразу: «Знаешь, сюда очень много приезжают, а я все спрашиваю: а где же русские?». Нам рассказывали все это, думаю, не случайно.

Армяне более чем прозрачно намекали на то, что России пора возвращаться в Армению. Хотя в свое время, когда в 1992 году проводился референдум, под воздействием «революционной» психопатологии до 99% армян проголосовало за независимость, сейчас социологические опросы показывают, что более 70% населения республики хотят восстановления Советского Союза в той или иной форме, на худой конец — близких отношений с Россией. И здесь есть много вопросов к российскому руководству, которое могло бы проводить более заинтересованную политику. Тем более что Армения осталась практически нашим единственным верным союзником на Кавказе.

Отрадно, что в дни прохождения заседаний Межпарламентской ассамблеи стран СНГ в Ереване проходили Дни города Москвы, и был заложен фундамент здания, в котором разместится представительство нашей столицы в Ереване. Примечательно, что на приеме по этому случаю армянские руководители всех рангов призывали российскую власть, российскую интеллигенцию, российский бизнес к тесному сотрудничеству с Арменией. Звучал все тот же вопрос, только в несколько иной редакции: «А где же русские?». Очень бы хотелось, чтобы исторически сложившиеся отношения России и Армении были восстановлены либо в виде союзного государства, либо в виде конфедеративного образования. В пользу этого говорит тот факт, что в советский период истории Армения была одним из лидеров по уровню жизни, по количеству людей с высшим образованием на душу населения, а армянское отделение Академии наук СССР славилось не только в Советском Союзе, но и в мире. А что теперь?

Теперь всем совершенно понятно, что если бы Армения в свое время не была присоединена к России, то ее как государства просто не было. Геноцид армян распространился бы не только на территорию современной Турции, но и современной Армении.

Но и сегодня будущее республики мне представляется не совсем ясным. Экономическая ситуация, повторяю, в стране крайне тяжелая. В то же время в соседней Турции и экономика, и население растут. Что будет через лет 30 — 50 в условиях продолжающейся миграции населения? Может, это хоть как-то начнет стимулировать Армению и Россию к восстановлению прежних отношений?!

О национальных корнях

Хотелось бы сказать еще о том, что в Армении бережно относятся к национальным корням. В рамках культурной программы мы посетили музей геноцида армян, памятник жертвам геноцида армянского народа в 1915 году, возложили к нему цветы. Посетили также музей-хранилище древних армянских рукописей Матенадаран. В храме основателя армянского алфавита Месропа Маштоца, который находится в городе Аштерак, мы видели единственный в мире памятник национальному алфавиту. Все это, несмотря на экономические трудности, сохранено и находится в идеальном порядке, чему нам надо бы учиться.

Материал подготовила Галина Сапожникова.

 

Опубликовано: газета «Красный путь». — 2005. — 2 ноября. — № 43. — C. 13.