Об образовании и его влиянии на нашу жизнь

Добрый день, уважаемые радиослушатели!

Мы встречаемся накануне уникального праздника, и потому говорить будем об образовании и его влиянии на нашу жизнь.

Поводом для разговора послужило то, что мне в руки попал очередной доклад о развитии человеческого потенциала в РФ. И действительно, когда-то много лет назад нас учили, что главное в обществе — это развитие средств производства для развития средств производства. Теперь все лучшие экономисты и социологи мира утверждают, что главное для страны – индекс развития человеческого потенциала. И если в советский период плохо ли, хорошо ли, но по развитию человеческого потенциала, хотя тогда это понятие ещё не употреблялось, мы были выше, чем по собственно экономическим показателям, то сейчас ситуация обратная. По экономическим показателям мы находимся в седьмом десятке стран мира, что касается показателей развития человеческого потенциала:

  • уровень жизни – 102-е место;
  • продолжительность жизни женщины – 91-е;
  • продолжительность жизни мужчины – 136-е;
  • качество жизни (видел разные данные) – от 105 до 145 места в мире.
  • недавно измерили индекс счастья, мы оказались 167-е.

Раньше говорили: надо поменять колбасу на свободу. Свободы стало больше, колбасы чуть поменьше. Однако и по показателям свободы мы заняли 124-е место в мире (только что завершилось международное исследование), это по индивидуальной свободе, по свободе средств массовой информации за последние 4 года не поднимались выше 121 места в мире, опускались даже ещё на 147-е.

Что такое человеческий потенциал, из чего он складывается? Есть три главных показателя, от которых он зависит.

  1. Уровень доходов с учётом реальной покупательной способности, т. е., что вы на эти деньги можете себе позволить. Кстати, по этому показателю доллар считается не 27 рублей, а 9. Это реальная покупательная способность рубля в России. А чтобы понять, что такое доходы с учётом реальной покупательной способности, приведу пример. Пенсии в августе подняли, но параллельно подняли цены на проезд в общественном транспорте в городе, на бензин, на железнодорожный транспорт. Вот и вся пенсия.
  2. Индекс долголетия. Продолжительность жизни свидетельствует, насколько продвинута цивилизация.
  3. Индекс образования. Это единственный показатель, по которому Россия находится в первой сотне. Многие исследования показывают, что мы в третьем десятке. 40 лет назад мы были в первой тройке.

А что наша родная Омская область? В 1997 году мы занимали 9-е место в России по человеческому потенциалу. В 2005 году вместе с Нижегородской и Оренбургской областями мы занимаем 21 — 23 место. По индексу образования мы в РФ на 31 месте, это ниже, чем по другим показателям. Региональным властям надо наращивать расходы в образовании.

Индекс долголетия – это сколько проживём, а индекс образования – на что мы можем рассчитывать. Чем выше образование людей, тем больше их вклад в создание, в том числе валового внутреннего продукта.

Чего нам ждать от образовательной политики правительства и Государственной Думы? Что есть хорошего и что есть плохого? Хорошее:

  • В этом году ввели надбавки за классное руководство. По обращениям омских избирателей и не без нашего участия с 1 января эти надбавки стали выплачиваться, в том числе и в коррекционных, вечерних (сменных) школах. Сейчас решают вопрос по заочным классам вечерних школ.
  • Ожидаемые надбавки за учёные степени также можно поставить в плюс. У доктора наук с 1 ноября – 7 тыс., а не 1,5, у кандидата наук – 3 тыс., а не 900 руб., но даже с учётом всех этих надбавок зарплата профессора окажется примерно на 60% меньше, чем 20 лет назад, а доцента — примерно в 2 раза.
  • С 1 октября ожидается повышение на 11% зарплаты не только педагогам, но всем бюджетникам в федеральных учреждениях. Но, к сожалению, в этом году рост заработной платы медленнее, чем в 2005 г. при огромных дополнительных доходах федерального бюджета. Примерно 2 триллиона руб. сейчас стабилизационный фонд. В результате падения курса доллара на 6% только за последний год убытки прямые государству составили примерно 130 млрд. руб. Этого бы хватило, чтобы в 1,5 раза поднять заработную плату всем педагогическим работникам. Правительство продолжает при этом утверждать, что у нас всё замечательно. Бюджета ещё по настоящему нет, но были обещания, возможно в следующем году студенческая стипендия поднимется в 1,5 раза. Это радует, но надо помнить, что сейчас она примерно в 3 раза ниже, чем 20 лет назад. Есть хорошее обещание президента вернуть страну к обязательному полному среднему образованию, сейчас 15% детей не заканчивают среднюю школу. Примерно 2,3 млн. детей до 17 лет по разным причинам не учатся.

Много причин для тревоги:

  • В этом году повышены налоги на образование, это значит повышена плата за обучение.
  • На 10% сокращён бюджетный набор студентов, итого: 15% за 2 года. Это значит, через 4 года бюджетных студентов будет на полмиллиона меньше, чем сейчас. Не вижу в этом никакого смысла, считаю, что это наносит вред. Сокращены отсрочки от призыва на военную службу, в частности для учащихся ПТУ и техникумов.
  • И может быть самое главное: с 13 сентября Госдума будет рассматривать во втором чтении закон о так называемых АУ, т. е. фактической приватизации в системе образования, науки, культуры, занятости, социальной защиты, медицины. Я считаю, что все организации, которые до сих пор выступали против этого закона, должны активизировать свою работу. Мы получили уже обращения от профсоюзов.

Но не хочется грустно заканчивать. День знаний, 1 сентября — это незабываемый день для первоклассников и первокурсников, это новый виток жизни для педагогов. Хочу пожелать всем, чтобы радости познания превосходили тяготы учебного труда, а всем педагогам – навсегда оставаться в сердцах учеников.

Эфир: Радио ГТРК «Иртыш». – 2006. – 31 августа.