Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыАктуальные комментарии на тв, радио, в печати, на веб-сайтахТайм-аут закончился – бою быть?

Тайм-аут закончился – бою быть?

.

Парламентский репортаж с пристрастием

Сегодняшним жарким дебатам вокруг закона «Об автономных учреждениях» предшествовало горячее политическое лето. Кратко напомню читателю основные последствия массового превращения государственных и муниципальных образовательных учреждений в АУ:

  • стремительное вытеснение бюджетных социальных благ в сферах образования, культуры, социальной защиты, занятости и спорта рыночными услугами, а также ликвидация гарантий бюджетного финансирования науки. Говоря по-русски, если сейчас приходится платить за каждый чих, то потом - за каждый вздох;
  • риск утраты некоторых социальных гарантий, установленных законодательством именно для государственных и муниципальных учреждений (отсрочки от призыва на военную службу, досрочные пенсии и т. п.);
  • «размывание» конституционных гарантий прав граждан в области образования, культуры, социальной защиты, а потенциально - и здравоохранения. Плохо ли, хорошо ли, но реализация этих прав гарантирована именно в государственных и муниципальных учреждениях, и не факт, будет ли гарантироваться в АУ;
  • ограничение (по сравнению, например, с вузами или научными организациями) самоуправления в АУ путем назначения (вместо выборов) их руководителей и передачи власти от коллективов к наблюдательным советам, где представители коллектива будут составлять не более одной трети;
  • отмена запрета на приватизацию государственных и муниципальных учреждений, установленного, в частности, действующим Законом РФ «Об образовании». Значительную часть имущества можно будет приватизировать немедленно, вкладывая его в разного рода совместные предприятия, а остальную часть (за исключением недвижимого и особо ценного имущества) - путем искусственного доведения организации до банкротства;
  • колоссальные коррупционные соблазны для чиновников: именно им предстоит определять, кому разрешать фактическую приватизацию в форме АУ и какое именно имущество разрешать приватизировать. Вряд ли ставки «откатов» в этом случае будут укладываться в пресловутые два процента. Как бы не в двадцать два!

Приняв закон 9 июня, несмотря на протесты профсоюзов и съезда ректоров, фракция «Единая Россия» - единственная фракция, голосовавшая за него в первом чтении, установила и срок подачи поправок к закону - 30 дней (т. е. по 9 июля включительно).

Партийная машина «Единой России», как танк с обезумевшим экипажем, давила все и всех на своем пути. Голоса по законопроекту распределились следующим образом:

КПРФ: против - 100%

«Единая Россия»: за - 92,9%; против - 1,3%; не голосовало 00%

«Родина» - «Народная воля»: за - 8,3%; против - 83,3%; не голосовало - 8,3%

Независимые депутаты: за - 6,3%; против - 31,3%; не голосовало - 62,5%

ЛДПР: не голосовало - 100%

«Родина»: против - 89,7%; не голосовало - 10,3%

Поскольку весенняя сессия Госдумы должна была закончиться 7 июля, его противники (к ним отношусь и я, и вся наша фракция КПРФ) полагали, что, как минимум, имеют достаточно времени, во-первых, для разработки поправок, а во-вторых, для организации активных переговоров с властью и давления на нее. Кстати, в этом отношении прилетела и «первая ласточка»: Московский горком профсоюза работников образования и науки выразил политическое недоверие авторам законопроекта и всем депутатам, голосовавшим за него. Однако история «монетизации» едва не повторилась: в начале июля стало известно, что закон собираются принять, не откладывая на осень.

Согласно кулуарной информации, давление в пользу быстрейшего принятия закона исходило от руководителя администрации президента Сергея Собянина. Информация похожа на правду, ибо в Тюменской области, которую С. Собянин еще недавно возглавлял, осуществлено широкомасштабное превращение государственных и муниципальных учреждений (в частности образовательных) в АНО - автономные некоммерческие организации. Результаты этого широкомасштабного регионального эксперимента - вопрос особый. Однако стоит заметить, что не каждый субъект Российской Федерации имеет в расчете на душу населения такой же бюджет, как этот нефтеносный регион.

Как бы то ни было, события развивались следующим образом. 3 июля на парламентских слушаниях в Госдуме в пользу законопроекта об АУ высказались председатель профильного комитета Н. Булаев и ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов. Первый из них утверждал, что вскоре в стране будет очередь желающих превратиться в АУ. И, вероятно, был прав: желающих приватизировать чужое всегда больше, чем желающих отдавать свое. Тем более в ситуации, когда государство экономическим кнутом загоняет талантливых и предприимчивых руководителей в АУ, через казначейства и прочие бюрократические процедуры выкручивая рук тем, кто хотел бы остаться «государевыми людьми».

В свою очередь Я. Кузьминов утверждал: проведенная его экспертами в мае деловая игра показала, что рисков приватизации в системе АУ не существует. На это мне пришлось возразить: игры - дело хорошее; однако почему-то они не убеждают ни профсоюзы, ни Союз ректоров, ни Союз директоров ссузов, ни профильный Комитет Совета Федерации, ни два комитета Государственной Думы, - видимо, люди не понимают своего счастья!

5 июля при обсуждении повестки дня на пленарном заседании Госдумы мною был задан вопрос ее председателю: правда ли, что рассмотрение закона об АУ назначено на 8 июля? Как в этом случае быть с регламентом Госдумы, ее постановлением и конституционными гарантиями субъектам права законодательной инициативы?

В ответ услышал: 8 июля рассматривать закон не планируется. И председатель рассыпался в благодарностях.

Однако кулуарный ответ на тот же вопрос председателя профильного комитета П. Крашенинникова был иным: 8-го закон действительно рассматривать не будем - будем 7-го!

Между тем накануне, 4 июля, президент России выступил на «гражданской восьмерке» (где довелось присутствовать и автору) и публично подтвердил намерения власти предельно внимательно относиться к позиции общественных объединений.(??) 6 июля после продолжительной дискуссии Совет Госдумы принял решение: рассматривать законопроект об АУ в последний день весенней сессии - 8 июля. К тому времени помимо организаций, протестовавших против закона в первом чтении, свою отрицательную позицию по отношению к нему и требования перенести рассмотрение законопроекта на осень выразили:

  • председатель Общественной Палаты Е. Велихов и некоторые ее члены;
  • лидер профсоюза работников здравоохранения М. Кузьменко;
  • ЦК профсоюза работников образования и науки;
  • председатель Федерации независимых профсоюзов России М. Шмаков. Цитирую его письмо Председателю Госдумы Б. Грызлову: «По мнению профсоюзов, принятие данного законопроекта может привести к превращению существующих государственных и муниципальных учреждений в свободные субъекты коммерческого рынка, освобожденные от какой-либо субсидиарной ответственности бюджетов всех уровней, создать условия для ухудшения ситуации с предоставлением доступных и качественных услуг в социальной сфере, существенно затруднить реализацию ряда конституционных прав граждан России».

Московский горком профсоюза работников образования и науки не просто выразил письменный протест, но и назначил пикетирование Государственной Думы 7 июля. Депутаты фракции КПРФ пригрозили пикетировать трибуну Думы, если проект будет рассматриваться. «Медведи» дрогнули...

«Ничто на Земле не проходит бесследно», или в интерпретации Владимира Высоцкого: «но нет, никто не гибнет зря»! Борьба образовательного сообщества и других социальных организаций против очередной разрушительной псевдореформы уже дала первые результаты: представители «партии власти» О. Морозов и Н. Булаев, желая смягчить накал думских страстей, дали обещания сделать переход на АУ добровольным и вывести из-под юрисдикции законопроекта систему общего образования. Но даже если эти обещания и будут реализованы, Россия потеряет в качестве государственных организаций наиболее продвинутые вузы, театры, музеи, научные институты, а в последствии, вероятно, и медицинские центры. Масштаб катастрофы уменьшится, но предотвращена она не будет.

Очевидно, что уступки не повод для того, чтобы успокаиваться. Напротив, давление необходимо наращивать. С трибуны Государственной Думы автор этих строк сделал следующее заявление: Центральный Совет общественного движения «Образование - для всех» и большинство входящих в него организаций приняли решение обратиться ко всем депутатам и фракциям Госдумы с требованием не поддерживать законопроект, а также выразить политическое недоверие любой фракции и любому депутату, независимо от его фракционной принадлежности, которые за законопроект проголосуют.

...Вскоре после окончания работы Совета Думы задним числом в опросном порядке его прежнее решение было отменено и вопрос поставлен на 13 сентября. Защитники социальных прав и все гражданское общество России получили своего рода тайм-аут. Сумели ли им воспользоваться и развить успех - узнаем вот-вот.

Опубликовано: газета «Красный путь». - 2006. - 13 сентября. - № 36. - C. 4.