«Великая энергетическая держава» — это XIX век!»

Встреча с избирателями является одним из основных видов деятельности депутата. Не забывает о ней и депутат от фракции КПРФ в Государственной думе Олег Николаевич Смолин. Недавно он встречался с преподавателями и учащимися Авиационного техникума имени Жуковского. Состав аудитории определил и тему разговора. Речь шла в основном об образовании.

Это одно из главных направлений деятельности любого государства. Во-первых, меняется характер развития общества. Если раньше основным считали развитие средств производства для производства, средств производства, с помощью которых в дальнейшем будут производиться товары народного потребления, то сейчас в работах современных экономистов основная роль отводится развитию человеческого фактора. В Америке подсчитали, что у них людей с высшим образованием всего четверть, но они создают больше половины ВВП. Но еще в начале XIX века А. Грибоедов сказал: «Чем человек образованнее, тем он полезнее для своего отечества».

Во-вторых, наше государство, как и все остальные, стремится перейти к новому этапу развития цивилизации – к информационному обществу. Ученые футурологи считают, что государство может войти в общество знания только тогда, когда более шестидесяти процентов граждан будут иметь высшее образование. У нас же пока только сорок процентов получают высшее образование. И если некоторые люди говорят о том, что у нас слишком много студентов, давайте сокращать, то это значит, что они не хотят пускать нас в информационное общество.

В-третьих, человеческий потенциал России находится в очень сложной ситуации. Прежде всего, надо сказать, что только за первую половину девяностых годов произошел грандиозный обвал экономики, из которого надо выходить и выходить за счет человеческого потенциала. В каком же состоянии он находится? Для определения этого есть несколько показателей. По уровню жизни Россия находится на 102 месте в мире, по показателю качества жизни, по мнению разных исследователей, – на 105-145 месте. По продолжительности жизни женщин – на 91 месте, по продолжительности жизни мужчин – на 136-м. Суммарный же показатель дает 52-е место. Это происходит из-за того, что по уровню образования мы находимся во втором десятке. В пятидесятые же годы мы были на первом месте. Мы видим, что, исходя из сложившейся ситуации, для того чтобы сделать скачок, нам надо развивать именно образование. Когда нам говорят, что в двадцать первом веке мы будем великой энергетической державой, мне немного грустно и смешно. Потому что энергетической державой можно было быть в девятнадцатом веке, в начале двадцатого, но не в двадцать первом. Если мы хотим быть великой державой, то нам надо делать ставку на науку и современные технологии.

Есть два направления в области образования. Одни считают, что надо обеспечить всех образованием по максимуму. По мнению других же образованными должны быть только избранные, самые богатые, занимающие высокие посты и т. п. ЮНЕСКО считает, что образование должно быть для всех. И большинство западных стран на него ориентируется. Не потому что они такие добрые (когда-то этого взгляда придерживались только социалисты), а потому что в общество знания другим путем войти нельзя. Другой лозунг ЮНЕСКО – образование всю жизнь. Каждые несколько лет люди должны повышать свое образование, чтобы не отстать от современных технологий.

Далее Олег Николаевич рассказал о том, в каком направлении развивается современная отечественная образовательная политика.

Недавно добавили по тысяче рублей за классное руководство, хотя это и очень мало. Кроме того, за эту тысячу надо отчитываться по семнадцати показателям.

К сожалению, надбавка за классное руководство не коснулась преподавателей средних специальных учебных заведений. В первоначальном варианте этого закона не предусматривались надбавки и учителям коррекционных школ. Коммунисты несколько раз поднимали этот вопрос и добились, чтобы учителям всех школ была надбавка, но для училищ выбить не смогли, тут «Единая Россия» постаралась.

В этом году ввели гранты для учителей. 10 тысяч учителей получат по 100 тысяч рублей. Если каждый год будут осчастливливать такое количество учителей, то последний из них получит свои сто тысяч через сто пятьдесят лет. Семнадцати вузам дали гранты на оборудование, улучшение материальной базы. Учитывая количество вузов, можно сказать, что последний получит грант через девяносто лет.

Все слышали, что объявлен национальный проект в области образования. Был проведен опрос: почувствовали ли вы на себе влияние какого-либо из национальных проектов? Только 4 процента опрошенных ответили положительно, 96 ничего не почувствовали. В этом году расходы бюджета растут на 40 процентов, расходы на образование – на 25. В следующем году ситуация немного лучше, но расходы на среднее специальное образование растут намного ниже, чем средние расходы на образование. Правительство явно недооценивает эту часть образовательного процесса.

Политика нашего нынешнего правительства направлена на сокращение бюджетных мест. За последние два года они были сокращены на 15 процентов. Я бывал в разных странах и могу сказать, что во всем мире образовательные учреждения налоги не платят. В России же в последнее время активно пытаются облагать налогами образование наравне с нефтяными компаниями. Далее, стараются сократить число причин, дающих право на отсрочку от армии. Когда у министра Фурсенко спросили, почему это происходит, ведь даже во время войны студентов многих вузов не забирали на фронт, он ответил, что тогда была война, а сейчас правовое государство… Последнее сокращение числа отсрочек коснулось в основном как раз среднеспециального образования, а в этих учебных заведениях учатся люди со средним достатком, то есть происходит наступление на средний класс, а потом удивляются, почему растет неравенство в обществе.

По уровню зарплаты в пятерку наименее оплачиваемых входят работники медицины, образования, науки, культуры и сельского хозяйства. На оборонных предприятиях также получают немного, но их не отделяют от промышленности в целом. На мой вопрос, почему зарплата преподавателей очень медленно повышается, Кудрин ответил, что мы уже достигли уровня начала девяностых годов. Но извините, с того времени прошло уже семнадцать лет. Да и тот уровень не достигнут. Если цены выросли раз в сто, то настолько же должна вырасти и зарплата. Знаете ли вы, во сколько раз вы получаете меньшую стипендию по сравнению с тем, что получали двадцать лет назад? Студенты вузов – в три раза меньше, учащиеся техникумов – в семь раз. С 1 сентября повысят стипендию в полтора раза, я спрашивал у министров, сколько раз они смогут на такие деньги пообедать, они не смогли ответить…

Не мог О.Н. Смолин не коснуться и недавно принятого закона об автономных учреждениях, который допускает приватизацию учебных заведений, организаций культуры, социальной защиты. Происходит новая попытка приватизации образования. Это приведет к сокращению бюджетных мест, к росту цен на образовательные услуги и так далее. Также введение автономных учреждений означает, что государство выходит и из этой сферы. Развязываются руки коммерческим организациям, которые хотят захватить помещения вузов.

Предвосхищая вопрос о том, почему же происходят все эти безобразия, депутат сказал, что современная Государственная дума России, как и любой парламент, отражает результаты голосования. Современная Дума состоит из «Единой России», ЛДПР и оппозиции. Единороссовское большинство режет на корню все положительные инициативы, из сотен предлагаемых поправок проходят только единицы. Например,

Когда мы выходили с предложением поднять минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума, проголосовали так:

КПРФ – 98%,

«Родина» – 95%,

«Единая Россия» – 2%,

ЛДПР – 0%.

Далее, результаты голосования по предложению поднять заработную плату в образовании до уровня промышленности:

КПРФ – 98%,

«Родина» – 73%,

ЛДПР – 3%,

«Единая Россия» – 0,5%.

Подобные же результаты голосования по вопросам повышения стипендий, сохранения отсрочек от армии и так далее. Хоть кто-то из депутатов обещал своим избирателям, что не будет голосовать за повышение зарплаты учителям, за повышение стипендий? А такие люди сидят в Думе и их большинство. Теперь вы понимаете, почему у вас такие стипендии, почему сокращаются бюджетные места и многие из вас, кто хотел бы продолжить образование, не смогут этого сделать?

После выступления Олега Николаевича студенты и преподаватели задавали ему вопросы. Многое их интересовало, но на первом месте стоял вопрос, как будут дальше жить учебные заведения? Преподавателей волновало, что будет со средними специальными учебными заведениями при переходе к бакалавриату. По мнению Олега Николаевича, надо сохранить эти учебные заведения, ведь Болонская конвенция не требует обязательного перехода всех вузов на двухступенчатую систему, но если из-за ретивости наших чиновников это произойдет, то есть смысл «подтянуть» вузы до уровня бакалавриата.

Интересовало учащихся и то, что думает Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы о коррупции в учебных заведениях. По мнению депутата, не может быть сферы жизни, свободной от коррупции, если ею заражено все общество. Но и здесь при желании можно сделать очень много. Например, надо четко определить набор дополнительных платных услуг, ведь не секрет, что некоторые преподаватели говорят студентам, что без дополнительных занятий они не сдадут зачет, а потом берут деньги, проводят одно – два занятия и с зачетом «нет проблем».

Была у собравшихся возможность получить информацию, как говорится, из первых рук и по предлагаемому отказу от тарифной сетки в образовании.

Это было бы неплохо, если бы установили минимальные зарплаты по всей стране, а дальше — повышают кто сколько может. Но у нас предлагают заменить профессиональную оплату труда региональной. Региону даются какие-то деньги, и он решает сколько платить. Например, Омская область с уходом «Сибнефти» лишилась 14 миллиардов рублей. Мы не молчали, обращались куда могли, неоднократно поднимали этот вопрос. Последний раз поднимали вопрос о стопроцентном возмещении потерь 15 сентября. Коммунисты голосовали – 100%, «Единая Россия» – ноль, хотя от Омской области в Думе два представителя. Будет ли в данных условиях у нас возможность платить нормально учителям?

А. Свириденко

Опубликовано: Омское время. – 2006. – 11 октября. – № 40. – С. 2-3.