Это лучше, чем когда школой не занимается никто

Министерство образования и науки разделят на два ведомства. Одна из новых структур будет определять политику в отношении детских садов и школ, другая – курировать среднее специальное и высшее образование, а также науку. Депутат Госдумы, зампред комитета по образованию Олег Смолин прокомментировал эту инициативу ведущему Наилю Губаеву.

Разделение должно произойти после президентских выборов 2012 года и формирования нового правительства, сообщают СМИ.

– В 2004 году происходил обратный процесс – объединение сфер образования и науки. Можно ли сказать, что власти признали, что эксперимент не очень удался?

– Судя по всему, да. И об этом говорили и президент, который заявлял в послании Федеральному собранию, что с передовых позиций образования мы скатились, и, фактически, премьер, который говорил недавно, что средняя заработная плата в вузе ниже средней заработной платы по стране, честно говоря, я другой такой страны не знаю.

Об этом говорят социологи, которые заявляют, что 32% населения России соглашаются с утверждением, что Солнце – это спутник Земли. Об этом говорят педагоги, которые констатируют функциональную неграмотность в отношении чтения практически 20% старшеклассников, которые текст читать могут, а понимать плохо способны и т.д., и т.п.

– А какова цель нового изменения? Поможет такой шаг лучше управлять отраслью?

– Вы знаете, более трех лет назад мною было публично внесено предложение в Государственной думе, в том числе в присутствии Фурсенко, разделить министерство на два, но несколько другим способом, а именно – создать большое министерство просвещения, которое бы ведало всем образованием плюс информационными каналами, которые занимаются образовательными программами и плюс индустрией образования. А вот что касается науки – создать министерство науки и высоких технологий. Нам кажется это более логичным. Но, тем не менее, думаю, что даже в этом варианте, который сейчас предложен, будет некоторый плюс, хоть кто-нибудь будет заниматься школой. Сейчас на вопросы министру, почему заработная плата учителя третья снизу в российской статистике, он отвечает: «Ты что, закон не читал? Пиши губернаторам». И, действительно, практически школа целиком сброшена с федерального ведения в регионы и на местное самоуправление. Мы думаем, это неправильно.

– А как вы думаете, Андрей Фурсенко может претендовать на место руководителя одного из образовательных министерств?

– Я этого не исключаю, скорее, в таком случае – высшей школы и науки. Это может быть тоже форма какой-то частичной почетной отставки, потому что, согласно опросам социологов, все последние три года в официальных рейтингах российских министров, официальных, в смысле проводимых официальными социологическими службами, Андрей Фурсенко по сумме положительного и отрицательного рейтингов занимает последнее место, чего я не помню никогда.

– Вот еще один момент. Некоторые эксперты отмечают противоречие между разделом Минобрнауки и параллельным принятием новой версии закона об образовании, закон писался под объединенное ведомство. Снова будут переписывать?

– Закон писался под объединенное ведомство, это правда. И риск действительно существует в том плане, что могут возникнут ведомственные нестыковки там, где заканчивается общее образование, говоря по-русски школа, и начинается профессиональное образование. Но все-таки это лучше, чем когда школой не занимается никто.

– Но закон-то будут переписывать теперь?

– Не знаю. Это зависит, я думаю, не столько от разделенного министерства, сколько от общей политики правительства. Я обратил внимание, что в третьей версии закона об образовании появились некоторые социально ориентированные положения. Например, зарплата учителя не ниже средней по региону или студенческая стипендия на уровне от половины минимального размера оплаты труда.

Но когда я заглянул в бюджет 2012-2014 годов, я ничего подобного там не увидел. Не исключаю, что эти положения третьей версии имеют такой предвыборный характер, а после выборов от них будут отказываться.

Эфир: Радио «Коммерсантъ FM«. – 2011. – 31 октября.