Университеты на пути к новому качеству образования

. Москва. Московский государственный университет

Уважаемые коллеги, уважаемый Виктор Антонович!

Ценя ваше время, постараюсь остановиться только на том документе, который поступил в Государственную Думу с просьбой дать предложения. Этот документ в печати получил название «Программа–2020». Попытаюсь в положенные 5-6 минут сформулировать 12 предложений к этому документу, поэтому условно называю своё выступление «Программа–1212».

Итак, первое – бюджет. Напомню: трёхлетний бюджет, принятый Государственной Думой, предполагает увеличение расходов на образование чуть более 20%. В программе написано, что к 2020 г. эти расходы должны поднять с 3,9 до 4,5%. Между прочим, в докладе Общественной палаты говорится, что расходы на образование составляют не 3,9%, а 3,5%; а поднимать их нужно вдвое – до 7% и не к 2020 г., а в ближайшее время. Абсолютно поддерживаю в данном случае Общественную палату. То же написано и в нашем документе – Декларации «Образование – для всех». Тем более, что в СССР в 1970 г. ровно 7% от ВВП было направлено на образование, по данным Мирового банка, а в 1950-е гг. – более 10%. Вообще закономерность такова: чем быстрее страна хочет модернизироваться, тем большая доля средств выделяется на образование. Быть может, не стоит, как китайцы, выдвигать лозунг: «Вперёд – назад!» – но как-то скорректировать программу надо.

Второе – налоги. Поддерживаю руководителя Комитета Госдумы по образованию Григория Артемовича Балыхина. Не понимаю ситуацию, когда государственный вуз платит налогов больше, чем получает денег из бюджета. А такие ситуации нередко случаются. В «Программе–2020» есть только одна позиция по этому поводу, а именно: предполагается расширение налоговых льгот для негосударственного сектора образования. Это правильно, но не достаточно. Нужно освобождение от налогов, хотя бы по формуле, которая была в статье 40 Закона РФ «Об образовании»: все доходы, не выплаченные в виде налогов, если они реинвестируются в образование, должны полностью доставаться самому высшему учебному заведению (как это имеет место в Корее и большинстве стран мира). Если регионы говорят, что они теряют налоги, государство может напрямую компенсировать из бюджета регионам, не заставляя вузы «гонять» деньги туда и обратно.

Третье – бюджетные места. Д. Медведев прямо в период избрания высказывался против сокращения бюджетных мест. Но их продолжают сокращать. По официальным данным Минобрнауки, на 15% сократили, ещё на 2% предполагается сократить. Можно было бы понять, когда сокращают на специальностях экономистов, юристов. Но когда ректоры жалуются, что сокращают будущих специалистов по информационным технологиям, это я понимать отказываюсь.

Четвёртое – стипендии. В Программе написано, что их нужно повышать и увеличивать адресность. Это правильно, но слишком общё. Напомню: 20 лет назад студенческая стипендия составляла 80% от прожиточного минимума, сейчас академическая стипендия составляет 22%. Понятно, что социальную стипендию надо поднимать до прожиточного минимума, а академическую (будем реалистами) – хотя бы до половины прожиточного минимума.

Пятое – Болонский процесс. Закон о высшем образовании не мешал Болонскому процессу, он предполагал его добровольность. Новый закон предполагает принудительный порядок. Придерживаюсь старой точки зрения: всё, что по любви – хорошо, всё, что по насилию – плохо. Предлагаю восстановить добровольность Болонского процесса в Российской Федерации.

Шестое – отсрочки от воинской обязанности. К сожалению, в том законе, который принимался одновременно с законом о высшем образовании, проблема решена лишь отчасти. Если человек продолжает учиться в магистратуре того же вуза, где он окончил бакалавриат, то он получает отсрочку. Если парень из Сибири поступает в МГУ, он отсрочки не получает. Почему? Предлагаю полностью сохранить отсрочку для магистратуры.

Седьмое – способы отбора. ЕГЭ. Только что выставлено 25% «двоек» по литературе. Дети перестали читать, но дело не только в этом. По моему мнению, литература – это не столько учебный предмет, сколько воспитание души. И «музыку разъять, как труп», как сказал Великий Пушкин, – это то, что придумали на едином государственном экзамене. Уже 60 тыс. ребят и их родителей собрали подписи против того, чтобы ЕГЭ был обязательным. Между прочим, говорили, что ЕГЭ покончит с коррупцией. Из уважения не называя республику и, тем более, фамилии, могу сказать, что в одной из республик РФ хороший результат ЕГЭ стоит 60 тыс. рублей. Мы внесли законопроект о добровольности ЕГЭ и хотели бы, чтобы ректоры его поддержали.

Восьмое – технологии. Если по части фундаментальности образования Россия впереди очень многих, то по части современных технологий, к сожалению, отстала. Это надо признать. В «Программе–2020» современные технологии сводятся к дистанционному обучению. А это далеко не так. Современное, так называемое, электронное обучение – это средство резкого повышения качества традиционных технологий в образовании.

У меня есть доклад министра образования Франции Валери Пекреза. Франция – страна с высоким уровнем традиционных технологий в образовании – ставит задачу 100%-ый контент иметь в электронном виде и обеспечить 100%-ый доступ студентов к этому контенту, потому что это экономит время и повышает эффективность освоения материала. Кстати, до этого они реализовали программу «Ноутбук – каждому студенту».

Девятое – зарплата. Приведу статистику по росту заработной платы в сравнении с ростом цен на товары первой необходимости.

2006 г.: зарплата – 26% за два раза; цены – не менее, чем на 25% (по данным Института экономики Р А Н);

2007 г.: зарплата – 15%; цены – опять же не менее, чем на 25% (по данным независимых экспертов);

начало 2008 г.: зарплата – 14%; цена продуктового набора за пять месяцев – на 20%.

Судите сами!

В «Программе–2020» есть хорошее предложение – поднять зарплату в образовании до уровня коммерческого сектора. Однако если посмотреть по этапам, до 2012 г. обещаны только надбавки к заработной плате. А в 2018-2020 гг. предполагается действительно достичь такого уровня зарплаты, который мог бы привлечь молодых специалистов в школу и обеспечить возрастной состав наших профессоров на уровне стран Евросоюза. Очень хорошо, но средний возраст российского доктора наук – 59 лет, кандидата – 52 года. Одну из своих статей я закончил фразой: Живите долго, уважаемые коллеги!

Правда, выступая перед депутатами Госдумы 8 мая 2008 г., В. Путин сказал, что готовится программа «Научно-педагогические кадры». Саму программу не видел. Но если она предполагает более быстрый рост заработной платы, естественно, будем её приветствовать.

Десятое – пенсии. Двенадцать лет назад Борис Николаевич Ельцин обещал профессорам и преподавателям пенсию в 80% от заработной платы. Но хотя бы не 80%, и 75%, как у государственных чиновников. Я думаю, совершенно реальная задача, позволяющая, кстати говоря, повлиять на возрастной состав профессуры.

Одиннадцатое – дополнительное образование. Необходимо дополнительное профессиональное образование, переквалификация, повышение квалификации и т.д. Подготовлен законопроект о дополнительном образовании, отправлен на заключение правительству, Цитирую ответ: «Представляется необоснованным введение в качестве принципа образовательной политики принципа «Образование – через всю жизнь». Как говорят, оставляю без комментариев.

И последнее – двенадцатое – информационная среда. Коллеги, недавно в Думе проводились слушания о катастрофическом состоянии духовности и нравственности. Приведу только одну цифру: 55% молодых людей сознались, что ради успеха преступили бы через все заповеди. А сколько ещё не созналось? Предложение простое: для начала наряду с каналом «Культура» создать образовательный канал на центральном телевидении и стимулировать (налоговыми льготами, бюджетными грантами и т.п.) всех тех, кто вводит на своих каналах образовательные программы. И наоборот, брать налоги полной мерой за всю «развлекаловку», а, тем более, за программы, способные развращать население. И показывать такие программы только в ночное время. Эта программа соответствует практике развитых стран.

Все эти 12 предложений нужно реализовать не до 2020, а до 2012 г., поэтому я и назвал ее «Программа – 1212».

Позвольте в заключении вспомнить шутку одного профессора: Все мы становимся старше, только студенты третьего курса вечно остаются молодыми. Желаю всем нам молодости духа, тогда мы всегда будем современными и никогда ни от кого не отстанем.