Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыСтенограммы публичных выступленийЧеловеческое развитие и образовательная политика: первоочередные задачи

Человеческое развитие и образовательная политика: первоочередные задачи

. Москва. Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ

Круглый стол «Культура народа как основа национальной политики Республики Саха (Якутия) в семье народов России», посвящённый Дню государственности Республики Саха (Якутия)

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте сердечно приветствовать участников «круглого стола» от имени Комитета Государственной Думы по образованию и поблагодарить постпредство Республики Саха (Якутия) за возможность выступить сегодня перед вами.

Помните, в советское время иногда говорили: «Я «Капитал» не читал, но одобряю». Так и я: в Республике Саха (Якутия), к сожалению, не бывал, хотя этот недостаток надеюсь исправить, но социальную политику республики одобряю. Одобряю не потому, что выступаю сегодня здесь, но потому, что с некоторых пор внимательно изучаю международные и российские доклады о развитии человеческого потенциала.

Как известно, понятие человеческого потенциала, введённое и активно используемое Организацией Объединённых Наций, включает в себя три индекса: индекс благосостояния, индекс долголетия и индекс образования.

Согласно предпоследнему докладу о развитии человека, Россия оказалась на 65-м месте в мире, а, согласно последнему – на 67-м. Вы будете смеяться (или плакать), но в предпоследнем докладе на 64-м месте, т.е. прямо перед нашей страной, находилась Ливийская Арабская Джамахирия, а в последнем докладе она уже на 56-м месте, т.е. на 11 мест впереди. Похоже, пора отказываться от хрущёвского лозунга: «Догнать и перегнать Америку»! И выдвигать новый: «Догнать и перегнать… Джамахирию»!

Однако есть субъекты Российской Федерации, которые на этом фоне радуют. И один из них – Республика Саха (Якутия).

Анализируя таблицы показателей развития человеческого потенциала, отмечу: ещё в середине 1990-х годов Республика Саха (Якутия) по этому показателю занимала 32-е место среди регионов России, а по индексу образования – 28-е место. Но в 2000-х годах Республика всё время находится в восьмёрке лидеров, а иногда даже входит в пятёрку лучших регионов России. Причём не только по индексу благосостояния, но и по индексу образования тоже. Конечно, в республике есть проблемы, связанные с низким индексом долголетия, – суровый климат и тяжёлые условия труда не проходят бесследно. Однако через развитие образования можно решать, в том числе, и проблемы долголетия. Социологи утверждают, что образованные люди в среднем живут дольше, а разрыв в продолжительности жизни между женщинами и мужчинами у лиц этой группы существенно меньше, чем у людей с более низким образованием.

Несколько слов собственно о культуре. 25 лет назад, когда я защищал кандидатскую диссертацию, в мире было известно более 300 определений этого понятия. С тех пор появилось ещё несколько сот. При этом понятие культуры употребляется в узком смысле слова, когда её сводят к искусству, и в широком смысле, включая не только всю духовную культуру, но также культуру материальную и политическую. И это различие имеет практическое значение. Например, я очень люблю телеканал «Культура», – единственный, который практически никогда не хочется выключить. Но на самом деле это, скорее, телеканал «Искусство», ибо другие стороны культуры представлены на нём сравнительно слабо.

Абсолютное большинство исследователей признают, что фундаментом культуры выступает образование. Оно же, кстати, всё более и более выступает и фундаментом развития человеческого потенциала – поскольку понятия культуры и развития человека очень близки.

Берусь утверждать, что образование во многом является и фундаментом национальной культурной политики. Более того, в Государственной Думе не раз высказывал точку зрения (с которой не всегда соглашались), что федеральная образовательная политика и федеральная социальная политика вообще могла бы оказывать большую поддержку субъектам Российской Федерации и тем самым – укреплять единство России.

Вспоминаю известную заочную дискуссию между выдающимся немецким политиком Отто фон Бисмарком и великим русским поэтом Фёдором Тютчевым, которую Тютчев выразил, как положено поэту, в стихотворной форме:

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –

Быть может спаяно железом лишь и

кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней… (Тютчев Ф.И. Святилище души. - М.: ИЦ «Классика», 2002. - С. 337).

Убеждён, что социальная и образовательная политика федерального центра должна быть ближе к Тютчеву, чем к Бисмарку. Следовало бы обеспечить в регионах большую политическую свободу, но при этом скреплять единство нашей страны социальной «любовью». В частности, обеспечением равных условий и равных образовательных возможностей для различных детей. Сейчас в Российской Федерации региональное неравенство в финансировании образования в расчёте на 1 ученика превышает 10 раз. А между тем дети не виноваты, что родились в небогатом регионе или республике России.

В этой связи напомню, что движение «Образование – для всех» в своё время предложило целую программу образовательной политики, которая в присутствии Министра образования и науки Андрея Фурсенко была сформулирована мною как программа «Двенадцать – Двенадцать». Это 12 первоочередных мер, которые следовало бы реализовать до 2012 года – по аналогии с программой «Россия-2020».

Не буду перечислять все эти позиции, назову лишь пять.

Первая позиция – финансирование. Хорошо, что в рамках национального проекта «Образование» федеральный бюджет поддержал школы в регионах. Однако уверен: это участие могло быть значительно больше.

Между прочим, в программе развития России до 2020 года предполагается увеличить бюджетное финансирование образования с 3,7% до 4,5% от валового внутреннего продукта. В настоящее время в развитых странах – более 5%, а в странах модернизирующихся – 7% и более.

Комиссия Общественной палаты, руководимая в тот период известным лидером либерального направления в российской образовательной политике Ярославом Кузьминовым, внесла другое предложение: поднять финансирование образования в России с 3,5% до 7% от валового внутреннего продукта, то есть в 2 раза в реальном исчислении. Как раз столько, по данным Мирового банка, Советский Союз тратил на образование в 1970 году, а в 1950-е годы – около 10%. Не случайно, даже руководители федеральной образовательной политики признают, что в настоящее время финансирование образования в России в среднем составляет 40-50% от минимальной потребности. Хорошо, что показатели Саха (Якутии) существенной выше средних.

Вторая позиция – содержание образования. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поставил задачу его обновления на основе нового поколения образовательных стандартов. Однако в прошлом году Государственная Дума приняла новый закон об образовательных стандартах, и в нём, как ни странно, из этих стандартов практически полностью исчезло содержание образования. Как обновлять содержание, если в стандартах его нет? Более того, параллельно из образовательных стандартов исчез национально-региональный компонент.

Я обещал Министру образования Татарстана поддержать предложенный Республикой законопроект о восстановлении национально-регионального компонента в рамках образовательных стандартов. Россия – это Федерация, в значительной степени основанная на национальном принципе. А это значит, что каждый народ должен иметь возможность в рамках единой системы образования изучать то, что он считает необходимым.

Пользуясь случаем, как русский человек хочу сказать: в нашей стране нет ничего более опасного, чем лозунг «Россия – для русских». Быть может, те, кто его выдвигают и поддерживают, думают, что таким путём они укрепляют Россию, но на самом деле они её разваливают. Скажу жёстче: сколько-нибудь умный русский националист, даже если таковые есть, не может не быть интернационалистом. Другого способа сохранить государство не существует.

Как личную драму перенёс историю с нападением скинхедов на якутского шахматного мастера Сергея Николаева – и как шахматист, и как русский человек, и как человек, считающий себя другом Республики Саха (Якутия).

Третья позиция – статус педагога. Это первый после родителей носитель культуры, с которым сталкиваются дети. И, следовательно, от того, каким будет статус этого носителя культуры, такой будет и сама культура.

Многие регионы Российской Федерации поддержали требования к Государственной Думе приравнять педагогического работника по оплате труда и социальным гарантиям к государственному служащему. Мы предлагали и поддерживали аналогичный законопроект, а я лично давал поправки в бюджеты на очередной год о выделении средств на то, чтобы за счёт Федерации реализовать это требование российских регионов. Увы, эти поправки раз за разом отклонены большинством Государственной Думы.

Четвёртая позиция – информационные технологии. 10 ноября 2008 г. в Государственной Думе прошёл «круглый стол» по электронному обучению. Мне доверено быть куратором Экспертного совета Комитета по образованию, занимающегося этими проблемами. Стоит заметить: в развитии информационно-коммуникационных технологий Россия в последние годы продвинулась вперёд. Но другие страны продвигаются быстрее. И поэтому в международных рейтингах в последние годы наша страна теряет в среднем 2-3 позиции в год.

Недавно в Государственной Думе встречался с послом Сирийской Арабской Республики и был крайне удивлён и обрадован, когда выяснилось, что он пришёл обсуждать со мной российское законодательство об электронном обучении. В Сирии такой закон принят. Конечно, САР не опередила Россию по электронным технологиям, но кто будет впереди через 10 лет, зависит от того, сумеем ли мы принять аналогичное законодательство.

Пятая позиция – федеральный образовательный канал. Его необходимо создать наряду с каналом «Культура» с целью систематического повышения интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны. В частности, этот канал мог бы знакомить людей с основами национальных культур народов, живущих в России. И тогда, быть может, в обществе созреет понимание того, что культура – это основа национальной политики во всех смыслах: и на уровне каждого человека, и на уровне управляющих систем.

Не думаю, что нужно ограничиваться лозунгом толерантности (терпимости). Полагаю, нужно переходить к формуле взаимообогащения. Общаясь с людьми других национальностей, мы должны понимать, что это бесценный дар, от которого каждый становится богаче.

Позволю себе напомнить известную формулу: сумма единиц всегда есть число, большее единицы, сумма нулей всегда есть нуль. Чем богаче будет каждый из народов нашей страны, тем больше окажется результат их взаимодействия.

Благодарю за внимание.