Выступление на V съезде директоров ссузов

. Москва, МГУ

Уважаемый съезд! Уважаемый президиум! Позвольте мне сердечно приветствовать вас от имени Общества «Знание» России, президентом которого меня недавно избрали, и от имени организации «Образование – для всех», о работе которой возможно вы знаете.

Учитывая юбилейное настроение, хочу от души поздравить всех присутствующих с юбилеем организации, Виктора Михайловича (Дёмин – президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России) – персонально. Пожелать, во-первых, чтобы здоровья у вас было больше, чем желают друзья; во-вторых, чтобы благосостояние ваше было выше, чем обещает правительство; в-третьих, чтобы у вас было все, чего не купишь за деньги. Думаю, что всего этого для успеха в жизни достаточно.

Хочу продолжить Виктора Антоновича Садовничего: мы всегда поддерживали среднее профессиональное образование как особый, необходимый уровень образования, обладающий самостоятельной ценностью. Я, к сожалению, не был ни студентом, ни преподавателем среднего профессионального учебного заведения, но как преподаватель педагогического вуза знаю, что выпускники педагогических колледжей и училищ часто в практическом отношении бывают более подготовлены к школе, чем выпускники педагогических вузов. Более того, я знаю, что если не каждая воспитательница детского сада может стать профессором, то и не каждый профессор может стать воспитателем детского сада. Здесь, как учили нас в детстве, — «мамы всякие важны, мамы всякие нужны».

Теперь – к делу. Андрей Александрович Фурсенко сказал, что кризис бывает только там, где плохие руководители. Я не берусь давать оценки нашим руководителям, но сами они признают, что кризис в России есть. По крайней мере, замминистра финансов Татьяна Нестеренко признает, что деньги Резервного фонда могут кончиться уже в этом году. А министр финансов Алексей Кудрин говорит, что, может быть, мы еще 50 лет мы не будем иметь такой благоприятной экономической конъюнктуры, которую имели в начале ХХI века. Добавлю от себя: которую, к сожалению, не вложили в развитие нашего человеческого потенциала и, прежде всего, – в образование.

Выступая 20 марта в МГУ, я предложил для Союза ректоров программу АКМ 9.9 ( АКМ – это антикризисные меры, но не автомат). Тогда я уложил программу в девять пунктов для 2009 года. А вот по части среднего профессионального образования в девять не укладываюсь, получается 11 антикризисных мер. Позвольте эти предложения перечислить. Некоторые из них уже реализованы в виде законопроектов.

1. Бюджет. В апреле 2009 г. Государственная Дума в очередной раз принимала изменения в бюджет 2009 г. Действительно, этот бюджет лучше бюджета 2008 г., но он хуже того бюджета, который мы принимали прошлой осенью. Вдобавок к этому, вы знаете, что бюджет среднего профессионального образования в последние годы рос медленнее, чем бюджеты образования других уровней, особенно – высшего профессионального образования. Наше предложение простое: отказаться от сокращения бюджета по сравнению с тем, каким он принимался осенью, и бюджет среднего профессионального образования наращивать теми же темпами, какими наращивается бюджет высшего профессионального образования. А вообще, я согласен с Общественной палатой, которая говорит, что расходы на образование в России в реальном исчислении должны подниматься до 7% от ВВП (т.е. до уровня, который был в СССР в 1980 г.), т.е. в два раза в реальном исчислении.

2. Внебюджетные отношения. Передача ссузов в ведение регионов породила крайнее неравенство в финансировании. По нашим оценкам, разница в финансировании одного ученика в школах достигает семи и даже десяти раз. Что касается среднего профессионального образования, здесь разрыв меньше, но мы полагаем, что все равно очень высок. В этом году федеральный бюджет дополнительно дал регионам 300 млрд. руб., а дефицит региональных бюджетов, по некоторым оценкам, составляет порядка одного триллиона. Мы предлагаем ввести минимальный федеральный норматив расходов на одного студента ссуза, а если в бюджете денег не хватает, добавлять субвенции из федерального бюджета специальным целевым назначением. Право ребенка (студента) на образование не должно зависеть от того, в каком регионе он родился.

3. Налоги. Повторюсь: начальное и среднее профобразование традиционно больше всех платят налогов, поскольку больше всех нуждаются в оборудовании. Недавно, к сожалению, Государственная Дума отклонила очередной мой законопроект о восстановлении льготы по налогу на прибыль. Но я в данном случае – оптимист. Комитет Государственной Думы поддержал идею возвращения налоговых льгот образованию (спасибо Григорию Артемовичу Балыхину), а Экспертный совет по негосударственному образованию, куратором которого я являюсь, подготовил первую версию законопроекта о восстановлении льгот, в частности, по налогу на землю и по налогу на прибыль. Думаю, это было бы очень важно.

4. Зарплата. Понятно, что в среднем профессиональном образовании внебюджетные доходы составляют значительно меньшую часть, чем в вузах, а потому заработная плата здесь значительно меньше, чем в высших учебных заведениях. При этом, если ссузы федерального значения получили около 30% от бюджетной части зарплатного фонда в виде повышения, то в региональных ссузах ситуация очень и очень различная. Что касается мастеров производственного обучения, то на этих должностях, пожалуй, остаются либо святые, либо те, кто по каким-либо причинам не может работать на производстве. Наше предложение таково: зарплату мастерам производственного обучения поднять до зарплаты работников соответствующей квалификации на производстве. А что касается заработной платы педагогов, то вернуться к известному законопроекту о том, чтобы заработная плата и другие социальные гарантии педагогов были приравнены к заработной плате и социальным гарантиям государственных чиновников. Такое предложение в свое время было подержано большинством регионов РФ.

5. Это, может быть, наиболее важная позиция из антикризисных. Мы считаем, что на период кризиса нужно ввести беспроцентные возвратные субсидии для внебюджетных студентов государственных и негосударственных учебных заведений, не только вузов, но и ссузов. Такое предложение было передано еще в конце января 2009 г. президенту РФ Д. Медведеву. Я согласен с министром образования и науки (я с ним всегда соглашаюсь) в том, что наш студент не хуже нашего автопрома и должен получать поддержку, по крайней мере, не меньшую.

Многие эксперты полагают, что самые выгодные вложения государства именно в период кризиса, которые могут быть сделаны, — это вложения в человеческий потенциал. Кризис кончится, а подготовленные люди останутся.

6. Отсрочки. В свое время, когда Государственная Дума отменяла отсрочки для студентов СПО и НПО на базе среднего образования, мы пытались объяснить, что, во-первых, это удар по людям с низкими доходами; во-вторых, это удар по промышленности; в-третьих, это удар по бюджету. Довольно часто те, кого забирают в армию, обратно в свои учебные заведения уже не возвращаются, а деньги, которые были потрачены на их обучение до армии, оказываются потраченными впустую. Я готов вместе с директорами ссузов вернуться к поправкам, которые ранее были предложены, и внести их в качестве особого законопроекта.

7. Стипендии. По нашим оценкам, стипендия в ПТУ 20 лет назад составляла 80% от прожиточного минимума; соответственно, в техникуме – порядка 55%. Сейчас расчетная стипендия составляет 7-8%. Просчитайте сами: если молоко стоит 25 руб., хлеб – 15 руб., это уже 40 руб. в день, помножим на 30, получается 1200 руб. Что можно купить на 400 руб., я думаю, вы понимаете лучше меня. Поэтому мы считаем, что в период кризиса (такое предложение было внесено вашим покорным слугой) стипендии студентов ссузов и учащихся ПТУ должны расти быстрее, чем в вузах, поскольку здесь учатся люди с менее низкими доходами. Такие предложения мы готовы возобновить.

8. Питание. Недавно Государственная Дума обсуждала специальную Концепцию организации питания в образовательных учреждениях. Концепция очень хорошая, очень дорогая. Правда, при этом мы предлагали идти путем наиболее простым: реанимировать старый законопроект, согласно которому федеральный бюджет выделяет на паритетных началах на питание всех детей в начальной школе и хотя бы малообеспеченных детей в средней и старшей школе и студентов СПО и НПО. Цена вопроса порядка 25 млрд. руб. в год. Мы не считает, что эта сумма неподъемная для современного бюджета. Во всяком случае, если я располагаю достоверной информацией, собираются оказать помощь бизнесу О. Дерипаски на уровне 400 млрд. руб.

9. Набор. В этом году возможны проблемы с набором: демографическая яма, сокращение доходов населения и последствия ЕГЭ. Я не уверен, что Виктор Антонович Садовничий после двух лет в шахте сдал бы единый государственный экзамен. В этом случае мы бы потеряли замечательного математика и ректора.

Варианта два:

  • либо Рособрнадзор вынужден будет очень сильно снизить планку «тройки» по принципу «три пишем – два в уме», тогда ребята не лишатся возможности продолжить образование, но будет профанированная идея ЕГЭ;
  • либо Рособрнадзор выставит высокий балл, и тогда будет довольно много выпускников (порядка сотни тысяч), которые не получат аттестат.

Мы внесли три проекта в Государственную Думу. Вряд ли они будут приняты в этом учебном году, но очень может быть, что какой-то из них пройдет в следующем учебном году. Среди них:

  • проект закона о добровольности ЕГЭ (принципиальный, я думаю);
  • законопроект о праве поступать без ЕГЭ тем, кто окончил школу до 2009 г., на заочное отделение;
  • об общедоступности среднего профессионального образования (вы знаете, что такая общедоступность предусмотрена Конституцией РФ).

10. Образовательный канал. Считаю, что нам восстановить образовательный канал, причем в метровом диапазоне. В России все знают программу «Одаренные дети», но почему-то по многим телеканалам (про все не говорю) осуществляется совсем другая программа, я бы назвал ее так: «Одуренные дети». Хорошо бы такую программу на телевидении закрыть. Телевидение должно быть «окном в мир», а не, выражаясь словами Владимира Высоцкого, «ящиком для идиотов».

11. Стратегия. Понятно, что кризис приходит и уходит, а среднее профессиональное образование останется. Поэтому многие люди задаются вопросом: что с нами дальше будет? Повторю свое предложение, сделанное на Парламентских слушаниях в Государственной Думе: создать специальную рабочую группу по стратегии среднего профессионального и начального профессионального образования, например, на базе экспертного совета Комитета (не я им руковожу, но это не важно).

Также я поддерживаю идею, которая здесь звучала: ввести многопрофильные многоуровневые учреждения в СПО с одним важным добавлением – на добровольной основе. Абсолютно уверен в том, что в образовании все, как в любви, — все, что доброй воле, – хорошо; все, что по принуждению, – кончается плохо.

Недавно в городе Омске учителя рассказали мне историю (конечно, гипотетическую) о том, как приходит директор школы к чиновнику управления образованием с вопросом: «Когда зарплату повысят»? Ему отвечают:

– Вы и так получаете на 75% больше.

– Больше чего?

– Больше, чем в следующем году.

Так вот, чтобы эта «сказка» не стала «былью», мы должны вместе работать над антикризисной программой и программой развития нашего образования в целом.

Еще раз поздравляю всех с юбилеем! Спасибо!