Нужна ли нам такая «Школа»?

. Москва. Независимый пресс-центр

Уважаемые коллеги!

Я высказываю моё личное мнение, которое вовсе не обязательно совпадает с мнением тех организаций, которые я представляю. Начну с того, что, как известно, Россия – страна парадоксов, мы старый Новый год отмечаем после нового, а Год тигра встречаем раньше, чем его изобретатели китайцы.

В этом смысле мне показалось, что и обсуждение этого вопроса у нас в Государственной Думе было слегка парадоксальным. Мои коллеги, представители оппозиции, обрушились на сериал и, как мне кажется, были не совсем правы. А вот коллеги из партии власти взялись его защищать и, на мой взгляд, были совсем не правы.

Что я имею в виду? Совсем недавно по «Эху Москвы» от Ефима Рачевского услышал, что это скорее опоздавший фильм, что такая ситуация была в начале 90-х годов, а сейчас мало подобного существует в школе. Я думаю, это тоже правда лишь отчасти. Моя позиция другая. Я считаю, что этот фильм представляет собой, независимо от желаний авторов, а их желания понятны – эпатаж и рейтинг, объективно представляет собой то, что называется в науке инерционный прогноз. Что будет с нашей школой, если будем делать то же самое, что делаем сейчас.

Проаргументирую несколькими основными соображениями.

Я открываю документ, официально одобренный на общественных слушаниях в Государственной Думе, который назывался Концепцией духовно-нравственного развития отечественной молодёжи, и цитирую: «Общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут начаться необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа». Данные из той же самой Концепции про то, что в России самый высокий процент социальных сирот, это известно уже всем – 90% при живых родителях.

Именно 45% девятиклассников и 48% девятиклассниц считают, что в их возрасте сексуальные контакты вполне допустимы. Соответственно 10% всех абортов приходится на девушек до 19 лет, а 140 тысяч детей в стране ВИЧ-инфицированы. В последнее десятилетие средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 18 до 14 лет, алкоголь начали употреблять не с 16, а с 13 лет. В среднем на январь 2006 года официально признаны алкоголиками около 60 тысяч детей. За 10 лет средний возраст начала курения упал с 15 до 11 лет, более 60% детей соответствующего возраста курят. В 2006 году число доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних правонарушителей составило более 1 миллиона 130 тысяч человек. Как показывают социологические опросы, 55% детей готовы переступить через десять заповедей, моральные нормы ради личного успеха.

Является ли фильм зеркалом существующей реальности? В какой-то степени да. Но зеркало, безусловно, искривлено. Понятно, то, что отражено в фильме, не преобладающие формы поведения наших детей, это форма поведения меньшинства. Я вот, например, близко знаю двух детей, одиннадцатиклассницу и десятиклассника, никакого гормонального взрыва там нет. Девочка благополучно и естественно мечтает об успехе, как все наши современные дети, немного легкомысленная. Парень в 10-м классе страшно влюблён, немного забросил учёбу, но, извините, так было всегда и будет, и это нормально. Как известно, Павлов когда-то на год забросил свои студенческие занятия из-за любви. Зеркало искривлено, вопрос, в какую сторону? И что оно отражает?

Что касается учителей. Абсолютно уверен: в современной школе не по вине учителя, а по вине государственной политики всё больше и больше преобладающими становятся две группы людей: либо это энтузиасты, либо – те, кому больше негде работать. Рискуя вызвать неудовольствие, хочу сказать: соотношение сил меняется в пользу вторых, и энтузиастов становится меньше.

Почему мы имеем то, что имеем и почему, на мой взгляд, фильм этот – воспоминание о будущем, инерционный прогноз, то, что с нами может случиться через какое-то время и то, какой может оказаться «Наша новая школа» в отличие от прекрасных заявлений президента, под большинством из которых я готов подписаться.

Я полагаю, что современная отечественная образовательная политика во многом ведёт к формированию той школы, которая отражена в фильме как реально существующая.

Ни для кого не секрет, что российское телевидение одно из самых грешных в мире. Я теперь уже могу сравнивать с зарубежными странами, Америку мы давно перегнали по количеству сцен насилия. Я люблю юмор, но юмор, который обращён к нижней половине человека, во мне вызывает раздражение, и мало какие телевизионные каналы в последнее время могу смотреть.

Культурологи дружно отмечают массовую примитивизацию сознания, которая выражается, в том числе, в рейтингах телевизионных передач. Сравните тиражи толстых журналов, какие были раньше и сейчас – на порядки разница, где-то в десять, где-то в сто раз. Мы постоянно слышим, что наша школа должна быть частной сферой обслуживания, но если это так, то учитель, в лучшем случае, продавец знаний, родитель – покупатель. Происходит так называемая десакрализация, искусственное развенчивание учителя, слава богу, оно ещё не произошло, и по одному из опросов у нас учителям пока верят даже больше, чем духовным лицам. Но по сравнению с тем, что было 20 и более лет тому назад, естественно, уровень доверия к учителю значительно упал. Если будем дальше действовать в том же стиле, он будет падать и далее.

Авторы фильма допускают некоторые погрешности. Например, мама даёт учительнице взятку за будущую золотую медаль – устарело, льготы медалистам отменены, взятки давать перестали, сейчас дают взятки за ЕГЭ, как известно. Я не говорю, что дают везде, это зависит от региональных условий, но, когда я вижу, что Москва занимает 11 место по результатам ЕГЭ, а некоторые национальные республики – место выше, я вспоминаю опубликованные данные в одной из газет, по которым чуть ли не половина дагестанских ребят сдавали ЕГЭ с помощью учителей.

Мы слышим: прежняя школа была плохая, потому что стремилась воспитывать творческого, многосторонне развитого человека, а современная школа должна воспитывать потребителя, вот мы, как показано в фильме, и воспитываем потребителя. Фильм прогнозирует то, что нам пропагандируют образовательные власти на федеральном уровне.

Излишне говорить о причинах, по которым я категорически с этим не согласен, одна из них очень простая – страшные потери мы понесли в 20 веке от революций, войн, репрессий, но были второй научной державой мира и одна из главных заслуг в этом – достижения нашей педагогики, которая ориентировалась на творческое развитие личности и обеспечение равных возможностей.

Если рассматривать этот фильм как фильм предупреждение, то его надо показывать взрослым и нашим властям, но я не думаю, что его надо показывать в прайм-тайм школьникам, потому что в нём нет альтернативы.

Если сравнивать его с фильмами советского периода, ведь те фильмы не были бесконфликтными, но там у ребёнка всегда есть что и с чем сравнить и выбрать, на чьей ты стороне и на кого ты хочешь быть похожим. Здесь вариантов нет.

Мы не видим в фильме значительной части учительских проблем… Фильм не может нанести столько вреда, сколько реальная образовательная политика, ставящая учителя за грань разумного существования, даже не скажу жизни. И реальная информационная политика, превращающая ребёнка не в объект просвещения, а в объект развращения.