Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыПубликации в газете «советская россия»Алло, мы ищем таланты

Алло, мы ищем таланты

апреля

«Каждый человек талантлив» – так звучит первая фраза Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной президентом РФ 3 апреля 2012 г. Утвержден также план мероприятий по реализации концепции. А чтобы она не осталась на бумаге, создан Национальный координационный совет (НКС) по поддержке молодых талантов России. 15 марта в Высшей школе экономики состоялось очередное заседание НКС.

Представляя нам результаты Всероссийского опроса общественного мнения по вопросам поддержки и развития талантливых детей, социолог Елена Петренко с гордостью сообщила: наконец-то мы вышли (хотела, видимо, сказать: высвободились) из советской «шинели», т.е. покончили с уравнительной психологией. Доказательство – значительный процент тех, кто согласен с утверждением: прогресс общества определяет творческое меньшинство, составляющее 3–5% населения. Так думают теперь 36% граждан страны.

Вообще-то я убежден, что это либеральные стереотипы, чтоб не сказать – глупости. Гораздо глубже и ближе к истине представляется мне формула К. Маркса: вместе с основательностью исторического действия будет расти объем массы, делом которой оно является. Однако НКС – не место для идеологических дискуссий: и без того я там в «подавляющем меньшинстве». Вместо этого вежливо спрашиваю: во сколько обошлось исследование и какие рекомендации Национальному координационному совету готовы дать социологи?

Ответ: сколько стоило – авторы не помнят, а задача вырабатывать рекомендации вообще не ставилась. Если бы была поставлена, респондентов обязательно опросили бы на предмет рекомендаций. Удивительно, но факт: людям, именующим себя социологами, даже в голову не пришло, что рекомендации на основе исследования они могли и должны были выработать сами!

Прошу слова и начинаю с того, что, конечно, наука – это способ удовлетворения частного любопытства за государственный счет. Однако представленные нам результаты уж очень тривиальны. В другом месте сказал бы: натуральная банальщина. Но статус совета обязывает: кругом профессора, академики, заместители министров, на худой конец депутаты…

Продолжаю: гораздо глубже и практически важнее представляются мне результаты европейского социального исследования (ЕSS), с которыми познакомился несколько лет назад. Исследование проводилось в 32 странах по вполне репрезентативной выборке с использованием современных методик. Его результаты показали: с советской «шинелью» (духовно-нравственной традицией) значительная часть наших людей действительно покончила; но при этом оказалась в другой «шинели» (не знаю уж, гоголевской или какой), характерной для более низкой стадии развития цивилизации.

Так, в советскую эпоху мы были в числе мировых лидеров по ориентации на так называемые постматериальные (духовные) ценности; в послесоветскую наши показатели в этом отношении примерно вдвое хуже, чем в социальных государствах Европы.

В советскую, а отчасти и в досоветскую эпоху мы принадлежали к народам общинным, коллективистическим, «соборным». Теперь же для массового сознания характерны глубокая атомизация, одиночество и утрата смысла. Согласно данным ЕSS, около 30% российских граждан заявили, что практически никогда не общаются с друзьями. В социальных государствах Европы примерно 60% женщин имеют мужа или постоянного друга; в России – около 40%.

Однако быть может, самый печальный результат, полученный социологами, – распространение вместо коллективистической психологии конкурентного индивидуализма. Его характерная черта – чувство удовлетворения не столько от собственного успеха, сколько от поражения другого.

Стараюсь убедить членов НКС: для развития талантов нации социальная солидарность не менее важна, чем стремление к достижениям. Более того, опыт СССР, Японии, Южной Кореи и Финляндии доказал: для модернизации страны, для экономического, технологического и социального прорыва высокий образовательный уровень населения в целом важнее отдельных достижений выдающихся личностей. Именно доступность высококачественного образования каждому человеку, независимо от места жительства, национальной принадлежности и социального положения, позволило нашей стране, несмотря на человеческие потери в результате войн, революций и репрессий, впервые в своей истории стать второй экономикой в мире, второй научной державой и войти в тройку мировых лидеров по интеллектуальному развитию.

А что мы видим сейчас?

1. Эксперты, в том числе мои оппоненты, признают, что 20% старшеклассников функционально неграмотны в смысле грамотности чтения: текст читать могут, а понять не способны.

2. По убеждению моего учителя и многолетнего декана исторического факультета ОмГПУ, профессора Виктора Худякова, уровень исторических знаний выпускника современного педагогического либо классического университета примерно равен уровню хорошего советского школьника.

3. Недавно в YouTube были выставлены фрагменты видео об отборе ведущих для новостных программ на Общественном телевидении. По поводу того, куда впадает Волга, прозвучали такие мнения: «Волга впадает в Енисей», «в Амурский залив», «в океан». Единственная девушка, давшая правильный ответ – в Каспийское море, – тут же засмущалась и добавила: «Наверное, я сказала глупость».

В ноябре прошлого года в «Вестях-24» был показан опрос аспирантов и студентов последних курсов московских педагогических университетов. Приведу ответы лишь одного из опрошенных, остальные отвечали примерно так же.

Антон Ткаченко, выпускник Вологодского педагогического университета, аспирант Московского городского педагогического университета, филолог:

– Я бы хотела, чтобы вы постарались вспомнить, из какого это произведения и кто автор: «Безумству храбрых поем мы славу»?

– Скорее всего, что-нибудь из Лермонтова, если я не ошибаюсь. Может быть, ошибаюсь.

– Эрих Мария Ремарк мужчина или женщина?

– Женщина.

– Жорж Санд?

– Мужчина.

– С кем стрелялся Пушкин?

– С Дантесом.

– А Лермонтов?

– Стрелялся?

– Да. Или он не стрелялся?

– Вы надо мной издеваетесь?

– Как, по-вашему, умер Лермонтов?

– А черт его знает!

Вновь обращаю внимание членов НКС на представленные нам социологические данные. Из них следует: каждый третий опрошенный полагает, что современная школа способствует развитию творческих способностей ребенка; каждый второй убежден в обратном; остальные с ответом затруднились. Факт налицо: большинство не считают современную школу творчески ориентированной. Не потому ли, что стратегия поддержки и развития талантов избрана неверно, причем этот неверный курс продолжается?

Объясняю: таланты можно развивать двумя основными способами.

Первый: отобрать талантливых путем проведения различных конкурсов и олимпиад; отделить их от остальных; «выращивать» отдельно в специальных школах и стимулировать специальными мерами поддержки (грантами).

Второй: в каждом учебном заведении стремиться создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в самых разных видах деятельности; определить те виды, к которым он наиболее способен и мотивирован; развивать таланты каждого человека, а не только наиболее способных.

Первая стратегия ориентирована на формирование творческой элиты; вторая – на творчество для всех.

В советский период наша страна шла двумя путями сразу: были олимпиады и специальные школы, равно как и многолетние дискуссии об эффективности таких школ; но ключевым стратегическим направлением считалась творческая педагогика для всех, которой, повторю, мы во многом и обязаны успехами отечественной образовательной системы.

Выступая на НКС, я не отрицал возможность первой стратегии, но категорически высказался против того, чтобы она оставалась единственной. Между тем, судя по плану мероприятий Национального координационного совета, речь идет главным образом об этом.

Поддержал я и два предложения моего постоянного оппонента, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова:

1) обеспечить бесплатность гимназий при ведущих университетах, в которые будут отбираться наиболее способные дети;

2) в рамках конкурсов и олимпиад ввести специальные квоты для детей из бедных семей, для детей с ограниченными возможностями в смысле здоровья и т.п.

Однако главная моя идея состояла в том, чтобы на одно из ближайших заседаний НКС пригласить оставшихся, несмотря на тотальную бюрократизацию, выдающихся отечественных педагогов и вместе с ними обсудить следующие вопросы:

– Как обеспечить условия для творческого развития по возможности каждому ребенку?

– Как устранить бюрократические завалы на этом пути, в том числе те, про которые Евгений Ямбург высказался так: школа всё более превращается в место, где дети и учителя мешают руководству работать с документами?

– Какие изменения внести в стратегию поддержки молодых талантов, чтобы творческая педагогика для всех стала ее ключевым направлением?

Ярослав Кузьминов отреагировал блестяще: заявил, что согласен со своим постоянным оппонентом Олегом Смолиным и готов предложить проведение конкурсов и олимпиад в России на командной основе, дабы препятствовать развитию конкурентного индивидуализма среди молодежи!

В чем, в чем, а в остроумии Ярославу Ивановичу не откажешь. Как известно, лучший способ победить противника – это задушить его в объятиях. Вместо того чтобы принять мои предложения о принципиальном изменении стратегии, их рекомендуют включить в другую стратегию, не меняя ее смысла, и тем самым чуть-чуть социально окрасить всё тот же радикально-либеральный курс.

Под занавес порадовала Ольга Голодец. Она рассказала членам НКС, как изучала опыт Финляндии. А в этой стране каждому школьнику, помимо учебной программы, создают условия для того, чтобы он мог опробовать свои способности в разных видах труда, включая техническое моделирование, домоводство, обучиться игре на музыкальных инструментах и т.д., и т.п. Повторю: каждому школьнику. В Финляндии не был. Но судя по тому, что слышал, эта страна сохранила и модернизировала советскую модель образования. Там нет ЕГЭ. Набор предметов до определенного возраста является обязательным для всех. Элитарные школы на стадии начального и основного общего образования отсутствуют. Не потому ли во всех последних международных сравнительных исследованиях финские школьники регулярно входят в лидирующую группу, а то и просто занимают первые места?

Что ж, если заместитель председателя правительства намерена вернуть нам советские достижения в финской упаковке, двумя руками голосую за!

Опубликовано: Советская Россия - 2013. - № 36 (13835). - 4 апреля.