Когда гаснут глаза, начинается беда…

октября

Цветы и тернии учительства

Готовясь ко вчерашнему выступлению в Госдуме, Олег Николаевич набросал эти заметки

Совсем недавно отзвенел по стране День учителя – один из немногих профессиональных праздников, который действительно стал общенародным. Отзвучали поздравления и клятвы в любви к российскому учительству депутатов и чиновников. Увяли подаренные букеты. Впереди «правительственный час» с министром образования и науки в Государственной думе. Самое время поговорить о проблемах. И выступать сегодня я намерен как член не только фракции КПРФ, но и депутатской профсоюзной группы «Солидарность», объединяющей коллег из разных фракций.

В последние три года мы много слышим о повышении учительской зарплаты. И она действительно повысилась. Но спрашивается, почему тогда лидер райкома профсоюза образования и науки г. Омска на встрече с депутатом вспоминает Николая Некрасова: «Бывали хуже времена, но не было подлей»?

Почему, по социологическим данным, опубликованным на одном из сайтов учительского сообщества, более 77% учителей готовы сменить работу, если для этого представится возможность?

Ответ нам подсказывают сами учителя, если только мы идем на встречи к ним, а не собираем на встречи к себе специально подобранных.

Вот фрагмент письма, переданного мне лидером профсоюза Азовского района Омской области. В нем некоторые проблемы сельского учителя.

«Необходимость выполнения майских указов президента привела к сокращению работников образовательных организаций (так называемая оптимизация).

На достижение целевого показателя по уровню средней заработной платы педагогических работников оказывает влияние ряд факторов, основополагающим среди которых является увеличение объема педагогической нагрузки.

Соотношение «1 педагог – 14 обучающихся» невыполнимо для сельской малокомплектной школы.

В результате, во-первых, страдают учителя музыки, изобразительного искусства, физики, химии, биологии, географии, т.к. часов по данным предметам в учебном плане недостаточно для полной нагрузки.

Во-вторых, страдает качество образования, т.к. многим педагогам приходится вести уроки не по своему профилю. Не может педагог, проработавший 10–15 лет учителем русского языка и литературы, стать отличным учителем физики, и наоборот.

В-третьих, чтобы достичь уровня заработной платы, педагог вынужден вести более полутора ставок. Если это предметы: русский язык и математика, то набрать количество часов просто, но какое будет качество преподавания предмета при такой нагрузке (27–36 часов)? А если это предметы, на которые отводится по учебному плану 1–2 часа в неделю, то учитель вынужден соглашаться на ведение 2-х, 3-х, а то и 4-х предметов!

Введение ФГОС… подразумевает наличие в учреждениях образования таких специалистов, как инструктор по физическому воспитанию (детский сад), логопед, психолог. В связи с оптимизацией нет возможности ввести данные единицы.

Требования к деятельности образовательных организаций с каждым годом возрастают. Это: и наличие сайта образовательной организации с определенными требованиями, и функционирование служб медиации, и ведение электронных дневников и журналов, и многое другое. Всё это хорошо, всё нужно. Но как это выполнить качественно, если у педагога 27 и более часов? Притом что ставку 18 часов никто не отменял и право вести ее тоже. Но таких учителей в школах единицы. А еще ведь есть и методическая работа, и повышение уровня квалификации, и дополнительная работа со слабоуспевающими, и работа с родителями и общественностью… Этот список можно продолжать и продолжать.

Да, государством и правительством делается очень много, но и проблем не меньше: низкая материально-техническая база учреждений дополнительного образования; отсутствие финансирования на проведение ремонтных работ в учреждениях образования и т.д.

Азовская районная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ, выражая общее и солидарное мнение и серьезную обеспокоенность педагогического и профессионального сообщества по поводу сложившейся ситуации в образовании, обращается к вам с просьбой донести эти проблемы до депутатов Государственной думы с надеждой о принятии решений по изменению сложившейся ситуации».

Именно это я сегодня и делаю.

***

Надеюсь, коллеги, в этом зале десятка два депутатов в свое время работали в школе. Начинающим учителем и мне довелось вести 27 уроков истории и обществознания в неделю. Уверяю вас, это нелегко даже для молодого парня. Ибо самое трудное в учительской работе – не провести урок, а подготовиться к нему. Не случайно Василий Сухомлинский любил повторять: для того, чтобы дать ученику искорку знаний, учитель должен впитать море света! Еще в советский период социологи подсчитали: при нагрузке в 21 урок реальная рабочая неделя учителя истории составляла 48–50 часов в неделю, а учителя литературы – под 60!

А теперь давайте вспомним данные Общероссийского народного фронта: средняя нагрузка российского учителя – 28 уроков в неделю! Причем многие женщины постбальзаковского возраста ведут более 30 и даже, как мне сказали в том же Азово, до 40 часов! В сельской школе часто некому работать.

Давайте спросим себя: когда они готовятся к урокам? Смогут ли отдавать детям свое человеческое тепло? И каково будет качество такого образования? Ведь эмоциональному выгоранию подвержены почти все, за редчайшим исключением. Вот что реально стоит за самовосхвалениями власти по поводу повышения учительской зарплаты.

Однако еще хуже положение технического персонала в школах. Вот вам достоверные округленные данные двухлетней давности об окладах таких работников в городе Омске. Не думаю, что они сильно отличаются от других городов.

Школа:

зав. библиотекой – 4180;

лаборант – 3300;

секретарь-машинистка – 2900;

дворник, сторож, гардеробщик, уборщица, слесарь-сантехник, плотник – от 2000 до 2200.

Детский сад:

помощник воспитателя – 3650;

младший воспитатель – оклад 3770.

Конечно, непедагогическим работникам учебных заведений к этим окладам доплачивают до прожиточного минимума. Но, во-первых, это делается за счет опустошения стимулирующего фонда, который превращается в фикцию. Во-вторых, приходя на встречи с гражданами, сразу предупреждаю: готов отвечать на любые вопросы, кроме одного – как прожить в России на минимальную зарплату и пенсию. Убежден: ни один депутат с остаточной совестью иначе ответить не сможет.

Между прочим, по данным Федерации независимых профсоюзов России, еще до начала последнего кризиса половина работников страны получали заработную плату, на которую невозможно нормально прожить. Обращаю внимание: это данные не альтернативных, но официальных профсоюзов, которые активно сотрудничают с правящей партией. Казалось бы, они должны заставить задуматься и понять, что такая ситуация угрожает политической стабильности. Однако в Думе от правительства и верного ему большинства мы слышим одно и то же: денег нет. При этом все прекрасно понимают: денег для педагогов нет, потому что власть не смеет затронуть финансовые интересы так называемых олигархов.

Назовите мне хотя бы одно государство не то что «большой семерки» – «большой двадцатки», где бы 1% населения владел 71% национального богатства! Или хоть одно государство той же «двадцатки», где была бы такая же плоская налоговая шкала в отношении сверхдоходов, как в России! Не назовете, потому что таких государств просто больше не существует.

***

Но не деньгой единой жив педагог. По большому счету, миллионером он не был никогда, но всегда справедливо считал свою профессию одной из главных в мире. Современная же политика лишает его не только материальных, но и моральных стимулов. В очередной раз вынужден говорить о дикой бюрократизации российской системы образования. Особенно нетерпимой, поскольку образовательные отношения, по большому счету, существуют только там, где личность воздействует на личность. Там же, где оказывают так называемые услуги, возможны дрессировка, даже обучение, но только не образование.

Настоящий актер не говорит: я обслуживаю зрителя, но с гордостью произносит: служу в театре. Офицеру тоже не придет в голову сказать, что он обслуживает потребности Министерства обороны. Он служит Отечеству. Между тем даже в нашем комитете по образованию я регулярно слышу от некоторых коллег: услуги, услуги, услуги…

Берусь утверждать: рыночная психология услуг разъедает саму основу образовательных отношений, убивает их живую душу.

Не случайно директор школы из Краснодара – повторю это в очередной раз – сформулировал новый принцип образовательной политики: Дети! Уйдите из школы, не мешайте реализовать закон об образовании! Теперь уже эта грустная шутка подтверждена официальными данными думского комитета по образованию. Вот некоторые из них.

За год общеобразовательные организации готовят до 300 отчетов, из которых около 80 процентов первично заполняются непосредственно педагогическими работниками.

Например, в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа (без учета высшего образования) в 2014 году было проведено 176 различных мониторингов и отчетов (свыше 11 700 показателей): из них на федеральном уровне – 108 мониторингов и отчетов (10 355 показателей); на региональном уровне – 68 мониторингов и отчетов (1346 показателей). При этом большинство данных собирается с уровня образовательных организаций.

Несмотря на окончание части проектов, данные по ним продолжают собираться, хотя уже не совсем понятно, с какими целями и на каких основаниях. Кроме этого, достижение отдельными субъектами Российской Федерации ряда заданных индикаторов сделало неактуальным их применение. Например, в системе образования проводится электронный мониторинг «Наша новая школа», включенный в план действий по модернизации общего образования, утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р.

Но ведь избавление учителя от бессмысленной бюрократии не требует денег. Давайте сделаем хотя бы это – и педагоги вздохнут с облегчением!

А вот фрагмент выступления учителя, кандидата наук Марины Игоревны Шишовой на «Родительских чтениях» в Госдуме 12 октября нынешнего года.

«Мы получили три мощных кризиса в одном. Во-первых, кризис мировоззренческий – полное отсутствие образа будущего. Во-вторых, этический, нравственный кризис. Наконец, психологический кризис. Как только гаснут глаза, начинается беда.

Сегодня у тех же директоров, учителей опущенные плечи, потухший взгляд, потеря увлеченности, веры в перспективу в целом. Парадокс: зарплаты стали более-менее приличные, а люди всего боятся.

Школа должна выпускать не боящихся, внутренне свободных людей. Раб не может воспитать свободного человека. Учитель не должен бояться, директор не должен бояться – они должны творить и искать вдохновение в своей профессии при работе с детьми».

***

Перехожу к предложениям. Напомню: еще весной текущего года ко всем депутатам Госдумы обратился съезд профсоюза работников народного образования и науки. Вот некоторые требования съезда.

«Делегаты VII Съезда профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации … настаивают на принятии в обязательном порядке мер:

– по повышению заработной платы педагогических работников образовательных организаций в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года;

– по индексации заработной платы всех работников образования в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги…;

– по индексации нормативов для формирования стипендиальных фондов образовательных организаций в соответствии с фактическим уровнем инфляции;

– по обеспечению дополнительной поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации за счет увеличения объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе в целях финансового обеспечения расходов на повышение заработной платы педагогических работников всех категорий в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 2012 года и индексацию заработной платы всех работников образования в государственных и муниципальных учреждениях».

А теперь дополнительные требования сельских педагогов из письма лидера профсоюза образования Азовского района Омской области.

«Педагогическое сообщество Азовского района просит принять следующие меры:

– повышение заработной платы педагогических работников образовательных организаций не за счет увеличения нагрузки, а за счет увеличения оклада;

– нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение образования в образовательных организациях выводить согласно средней заработной плате работников в экономике страны, а не региона;

– повышение заработной платы работников из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных организаций;

– возвращение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей;

– снижение наполняемости кружков с 15–20 воспитанников до 11–12».

Я солидаризируюсь и с рекомендациями комитета по образованию в части дебюрократизации нашей образовательной системы. Вот лишь некоторые.

«Правительству Российской Федерации:

– запретить органам управления образованием, органам, осуществляющим контроль в сфере образования, дополнительно запрашивать сведения, имеющиеся в открытых информационных системах, в том числе на сайтах образовательных организаций». – Перевожу с юридического на русский: чиновники должны брать информацию с сайтов, а не мучить педагогов бесконечными запросами;

– легитимизировать деятельность комиссий по приемке образовательных организаций к новому учебному году, закрепить совмещение плановых проверок общеобразовательных организаций органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с деятельностью комиссий по приемке образовательных организаций к новому учебному году». Перевожу еще раз: проверили учебное заведение один раз перед 1 сентября – и не мешайте ему работать в течение учебного года.

Минобрнауки России:

– предусмотреть переход на систему представления статистических данных только в электронном виде (без дубляжа в бумажном) с использованием электронной подписи.

Федеральной службе по контролю и надзору в сфере образования:

– разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих сокращение количества документов и материалов образовательных организаций при подготовке к процедурам лицензирования, аккредитации и контроля (надзора), а также аттестации педагогических работников.

Региональным органам управления образованием:

– максимально сократить практику информационных запросов в адрес учителей и образовательных организаций;

– полностью снять нагрузку с педагогических работников организаций, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ, по заполнению форм федерального статистического наблюдения и других информационных запросов, обеспечив сбор и представление данных за счет административно-управленческого персонала образовательных организаций.

Муниципальным органам управления:

– минимизировать участие учителей в составлении отчетов и ответов на информационные запросы, направляемые в адрес образовательных организаций.

Руководителям образовательных организаций:

– проанализировать количество показателей, используемых в рамках реализации новой системы оплаты труда, и минимизировать количество показателей, данные по которым заполняются педагогическими работниками».

От себя добавлю: надеюсь, до конца срока своих полномочий Дума будет рассматривать в первом чтении проект Федерального закона о внесении изменений в закон «Об образовании в РФ» в части определения статуса педагогического работника. Давайте поддержим его голосами всех фракций и будем дорабатывать во втором чтении. В противном случае все депутатские клятвы в любви к детям и педагогам 1 сентября и в День учителя окажутся, в лучшем случае, пустым звуком.

Опубликовано: Советская Россия — 2015. — № 115 (14210). — 17 октября.