Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяНа злобу дня — без злобыПубликации в издании «управление школой»Левый блок: образование - для всех

Левый блок: образование - для всех

Июнь

4 июня в Госдуме состоялась презентация программы блока народно-патриотических сил, заголовком которой стал известный лозунг ЮНЕСКО “Образование для всех!” Программу представляли вице-президент РАН, единственный в мире Нобелевский лауреат и одновременно депутат Парламента Жорес Алферов, член-корреспондент РАН, известный экономист Сергей Глазьев, экс-председатель думского Комитета по образованию и науке Иван Мельников и разработчик программы - автор этих строк. Вел пресс-конференцию лидер коммунистов Геннадий Зюганов.

Программа, представленная журналистам, разделена на четыре основные части: наши результаты; “заслуги” партии власти; против чего мы выступаем; наша программа: ключевые позиции.

Современная ситуация в российской образовательной политике характеризуется многочисленными парадоксами. Вот лишь один из них: те, кто утверждают, что ведут страну в цивилизацию, по крайней мере в отношении образования, действуют прямо противоположным образом; напротив, те, кого обычно упрекают в противоцивилизационных устремлениях, следуют общемировым тенденциям.

Действительно, при всех сложностях и противоречиях образовательной политики на Западе общая ее тенденция сводится к тому, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан. И не потому, что все политики стали там социалистами, а потому, что они прекрасно понимают: другим путем невозможно привести страну в постиндустриальное общество. По прогнозам футурологов, от 60 до 90% работников в будущем “обществе знаний” должны быть людьми с высшим образованием или учеными степенями.

Наблюдая в четырех парламентах поведение различных политических сил, могу сказать, что в России идею общедоступного образования наиболее последовательно проводили депутаты левой, патриотической и социальной ориентации. Именно их усилиями за прошедшее десятилетие удалось:

  • запретить законом приватизацию образования, которая поставила бы “крест” на бесплатном образовании в стране;
  • сорвать исполнение предложений Правительства Е. Гайдара по сокращению количества ВУЗов в России не менее чем на треть;
  • блокировать предложения Правительства С. Кириенко, выраженные в Постановлении № 600 от 17.06.1998 г., о сокращении на четверть расходов на образование, о фактической отмене надбавок за ученые степени и звания, классное руководство, проверку письменных работ и т. п.;
  • сохранять более 10-ти лет налоговые льготы для образования и более 13-ти – отсрочку от военной службы для студентов и учащихся ПТУ (хотя Президент Б. Ельцин и Минобороны неоднократно пытались ее отменить);
  • добиваться повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и студенческих стипендий;
  • ввести законом и сохранить до настоящего времени 25%-ю надбавку к зарплате и коммунальные льготы работникам образования, медицины, культуры на селе (Правительство предлагало отменить их с 2003 года);
  • отстоять право на досрочную пенсию для педагогов и медиков, в том числе при продолжении работы по специальности;
  • сохранить и увеличить в три раза надбавки к зарплате за ученые степени преподавателям ВУЗов, работникам научных организаций;
  • ввести и сохранить субсидию педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции.

Напротив, в Третьей Госдуме именно “партия власти:

  • провалила поправки о сохранении льгот по НДС и налогу на прибыль на книгоиздательскую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой (парадокс заключается в том, что СМИ информации преимущественно предоставляют свои страницы и эфир тем, кто отменил для них налоговые льготы и иные преференции);
  • провалила поправки о сохранении льгот по налогу на прибыль для образовательных учреждений в то время, как во всем цивилизованном мире большинство их налогов не платят;
  • “оторвала” от минимальной зарплаты размер пособий, стипендий и других социальных выплат, тем самым “заморозив” повышение стипендий, детских пособий и “книжных” субсидий на три года;
  • дважды провалила поправки о повышении стипендий с 1 января 2002 года и с 1 января 2003 года в два раза (при этом профицит бюджета 2001 года составлял 318 млрд. рублей, а 2002 – 109 млрд.);
  • провалила поправку Комитета по образованию и науке о повышении зарплаты работникам образования на 20% с 1 января 2003 года;
  • провалила закон, запрещающий сокращать бесплатные учебные места в государственных ВУЗах и ССУЗах;
  • в лице Президентской Администрации заблокировала принятие федеральных законов “О дополнительном образовании” и “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья”;
  • в лице Президента пытается “сбросить” на региональные бюджеты финансирование ПТУ, ССУЗов и части ВУЗов;
  • постоянно проваливала возвращение пенсионерам “украденного стажа”, в том числе связанного с учебой и уходом за детьми.

Объем колонки в газете не позволяет подробно рассказать о позитивной программе левых. Отмечу лишь несколько позиций.

Первое. В основу программы положены две группы ценностей: либеральные - ценности свободы - и социальные, связанные с реальным обеспечением равенства прав в области образования.

Второе. Программа экономически просчитана. Сергей Глазьев убедительно показал, что изменения в налоговой политике, а главное – использование в интересах общества огромных природных богатств России позволяют в течение года практически удвоить зарплату интеллигенции, стипендии и социальные пособия.

Третье. Программа подтверждена реальными политическими гарантиями. Подсчет результатов всех голосований в Госдуме второго и третьего созывов показал, что фракции левой и патриотической ориентации регулярно занимают здесь ведущие места. Причем не по отдельным законам, но по средним показателям голосований всех законов и поправок к ним.

Хочется надеяться, что появление программы левых “Образование – для всех” вызовет новую волну общественных дискуссий об образовательной политике и хотя бы немного приблизит нас к тому, чтобы сделать отечественное образование и более свободным, и более социальным.

Опубликовано: Управление школой. – 2003. - № 22. – С. 4.