Статус учителя: исполнение закона или новый закон? (часть 1)

Октябрь

В канун Дня учителя вспомнилась мне история, услышанная от учителей отдаленного села и через два года рассказанная мною в кремлевском Дворце Съездов на Всероссийском совещании работников образования.

Один российский учитель после кончины по ошибке попал в ад. По ошибке, поскольку по правилам потустороннего мира сама учительская профессия автоматически гарантирует райское будущее. Прошло три месяца и в конце квартала, составляя отчетные документы, в небесной канцелярии ошибку обнаружили. На вопрос Апостола Петра: “А почему ты до сих пор не жаловался?” – наш герой удивленно ответил: “Разве я был в аду? Мне после школы это место раем показалось!”

Новой попыткой изменить к лучшему положение российского учителя стала очередная версия проекта Федерального закона “О статусе педагогического работника”, разработка которой экспертами парламентских комитетов близится к завершению. Попытаемся же, воспользовавшись как поводом приближающимся учительским праздником, сопоставить желаемую модель статуса педагога с действующим (а нередко – бездействующим) с законодательством в этой области.

Статус госслужащих. Присвоения педагогам этого статуса требуют многие учительские коллективы. Оно и понятно: в последние годы зарплата скромного главы сельской администрации превышает учительскую в несколько раз. О доходах же чиновников или депутатов регионального или федерального уровня говорить и вовсе не приходится.

Забавно, что и в этом отношении российская бюрократическая революция 1990-х годов продвинула страну не в направлении “цивилизации”, но в прямо противоположную сторону. В СССР, как и в развитых странах Запада, оклад федерального государственного чиновника среднего ранга или областного чиновника высокого ранга был вполне сравним – нет, не с зарплатой квалифицированного рабочего, как требовал классический марксизм, — но, например, с зарплатой профессора. Сейчас это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому в принципе требование равного статуса обратимо и может быть сформулировано иначе: высокому госчиновнику – зарплата профессора, а чиновникам пониже – учителя со стажем. Это соответствовало бы и отечественной и евро-американской традиции.

Лозунг превращения педагогов в госслужащих, выдвинутый учителями, активно подхвачен региональными законодательными органами. По этому поводу Госдума и Совет Федерации получили целую пачку обращений из регионов. Ситуация беспроигрышная: вместо того, чтобы дать учителю денег, ему в очередной раз демонстрируют “платоническую любовь” – красиво и ничего не стоит. На самом деле те региональные законодательные органы, которые действительно хотят помочь учителю, могут идти лишь тремя путями.

Первый – самый сложный: принять региональный закон “О статусе педагогического работника” и выделить на это бюджетные деньги. Хорошо понимаю, что упрекать регионы за отсутствие этих законов без смысла, ибо большинству из них это просто “не по карману”.

Второй путь – разработка и внесение проектов федеральных законов на аналогичную тему. Это тоже не просто, ибо требует серьезной квалификации и статистических данных по России в целом, которые региональному законодателю не всегда доступны. Но такой путь выгодно отличается тем, что позволяет значительную часть предполагаемых расходов отнести на бюджет страны в целом, который, как много раз говорили, в последние годы обладает огромными дополнительными доходами. Увы, насколько мне известно, ни одного подобного законопроекта в российскую Госдуму не внесено.

Наконец, третий путь – самый легкий: добиться от депутатов Госдумы, избранных в данном регионе, чтобы они голосовали за все законы и поправки, повышающие социальный статус педагогов. Насколько могу судить, этим путем не идут практически нигде. Более того, один из многочисленных парадоксов российской политики состоит в том, что депутаты, избранные при поддержке региональных властей, активно голосуют за законы, интересы регионов ущемляющие. Примером тому может служить принятие Госдумой президентского законопроекта, который “сбрасывает” с 2005 года более 40 федеральных мандатов на бюджеты регионов. При этом соотношение доходов регионального и федерального бюджетов три года назад выглядело почти как 60:40 в пользу регионов, тогда как в 2003 году цифры остались теми же, но в пользу Федерации. Попав в Москву, думские депутаты, избранные при поддержке региональных властей, мгновенно меняют хозяина и голосуют по указанию федерального Правительства в ущерб своим “прародителям”.

На мой взгляд, верный путь решения состоит не в том, чтобы сделать педагогов государственными служащими, ибо в этом случае они потеряли бы академические свободы, а денег пришлось бы выделить еще больше, чем на исполнение 54-й статьи Закона об образовании. Верным решением было бы приравнять педагогов к госслужащим по оплате труда и социальным гарантиям, сохранив особый статус педагогического работника. Практически, это означает, что необходимо:

  • ввести для педагогов те же надбавки к заработной плате, какие берут госслужащие (за стаж работы, за ее напряженность и т.д.);
  • обеспечить аналогичные условия госслужащих, возможности оздоровления и отдыха (обеспечение путевками, “лечебные” к отпуску и др.);
  • уравнять педагогов с чиновниками в праве на пенсию и ее размере.

Все это задачи не одного дня и даже не одного года. Но так хочется верить, особенно перед Днем учителя, что нынешнее поколение педагогов нет, не будет жить при идеальном капитализме, поскольку такого вообще не бывает, — но увидит лучшие дни, когда выйдет из моды грустная шутка: в России самое лучшее в мире образование, добытое в борьбе за кусок хлеба!..

Продолжение в следующем номере.

Опубликовано: Управление школой. – 2003. – 1-7 октября. — № 37. – С. 4.