“Апрельские тезисы” и майский переворот

Июнь

Свершилось! Предложения Минфина, о которых мы рассказали читателю в материале “Разгром”, превратились в законопроект. Он внесен в Госдуму 31 мая и уже удостоен в печати самых красочных эпитетов: “Апрельские тезисы Голиковой” (Татьяна Голикова – заместитель Министра финансов, докладывавшая предложения на заседании Правительства 29 апреля); “Закон, далеко всех посылающий…”; “Социалку – на свалку” и т.п.

Если обойтись без грустных шуток и попытаться выразить содержание закона в политических терминах, есть все основания утверждать: это попытка радикального антиконституционного переворота в социальной политике. Объясню все по порядку.

Это попытка переворота, поскольку закон пока не принят. Первое чтение ожидается 2 июля, второе – в начале августа. Но современная Дума примет закон обязательно, если только каждый депутат от правящей партии “Единая Россия” и примыкающей к ней ЛДПР не будет знать, что голосование за закон грозит ему лично крушением политической карьеры, массовыми акциями избирателей в его округе, у его приемной, инициированием кампании его отзыва (что по закону невозможно, но морально крайне неприятно) и т.д., и т.п.

Это попытка переворота в социальной политике, поскольку закон затрагивает социальные интересы более трех четвертей населения России (вместе с членами семей).

Это попытка радикального переворота, поскольку систему социальной защиты, созданную в советский период и в первые годы послесоветского периода, предполагается не реформировать постепенно, но “отменить” мгновенно, с 1 января 2005 года, лишь в ничтожной части заменив ее новой, никак и ни кем не апробированной системой.

Это попытка переворота антиконституционного, так как предложенный законопроект совершенно очевидно противоречит следующим статьям Конституции:

  • статье 7, определяющей Россию как социальное государство;
  • части 2 статьи 55, запрещающей принимать в стране законы, ограничивающие права и свободы граждан;
  • статьям 7 и 37, обязывающей устанавливать единую для страны минимальную зарплату;
  • статье 43, требующей устанавливать федеральные образовательные стандарты (поскольку финансовая ответственность за школу и ПТУ полностью сбрасывается в регионы, установление таких стандартов оказывается невозможным);
  • вставка про здравоохранение.

Самое смешное (сквозь слезы), что все это снова называют реформами. Сквозь слезы – ибо на протяжении уже почти 15 лет каждый раз, когда нас призывали путем реформ двигаться “вперед и выше” в социальном отношении на самом деле неизменно толкали назад и вниз: назад и вниз от сколько-нибудь приличной зарплаты и пенсий, стипендий и пособий, — словом, от скромной по европейским меркам жизни – к жизни бедной даже по меркам азиатским. Видимо, люди, очередной раз именующие себя реформаторами, имеют уж очень нетрадиционную политическую ориентацию!

Однако вернемся к закону, далеко всех посылающему. Вот прогноз насчет того, кто и что потеряет в случае его принятия:

  • 29 миллионов работников, имеющих зарплату ниже прожиточного минимума, — все шансы, что она когда-нибудь станет выше. Более того, поскольку правительственный проект отменяет обязательный минимум зарплаты в стране, его можно будет спокойно опускать ниже современных 600 рублей. (Между прочим, по оценкам, которые автор не перепроверял, рацион узника гитлеровского концлагеря в современных ценах “тянет” на 620 рублей);
  • примерно 15 миллионов интеллигентов и других работников бюджетной сферы (учителя, врачи, ученые, работники культуры и социальной защиты) – все федеральные гарантии в области оплаты труда. Поскольку ответственность за зарплату “бюджетников” полностью “сбрасывается” в регионы, а необходимых для этого денег региональные власти не получат, разнобой в уровне зарплаты по субъектам федерации только вырастет, а ждать ее повышения в большинстве из них предстоит многие годы. Думаю, “реформаторы новой волны” опять будут спрашивать носителей “серого вещества” нации: если вы такие умные, то почему такие бедные? И, самое печальное, что по отношению к голосовавшим за “партию власти” этот вопрос окажется справедливым;
  • около 9,5 миллионов ветеранов труда столько же тружеников тыла (все льготы, кроме жилищно-коммунальных, просто-напросто отменяют без всяких компенсаций). Правда, Правительство обещает, что деньги на реализацию или компенсацию льгот в следующем году получат регионы. Однако до сих пор не ясно, сколько будет денег и будут ли они вообще. При полупустых бюджетах многие регионы наверняка поступят согласно известной формуле: нет федерального закона – нет льгот и компенсаций;
  • более 10,5 миллионов инвалидов, почти один миллион инвалидов и сто тысяч участников великой отечественной войны, 4240 героев Советского Союза и героев России – все льготы (кроме коммунальных) при явно недостаточных денежных компенсациях. Так, инвалиду с третьей степенью утраты трудоспособности взамен льгот обещают прибавить к пенсии 1400 рублей, со второй степенью – 1000 рублей, с первой степенью – 800 рублей, а инвалиду без трудоспособности (оказывается, такие тоже бывают!) – 500 рублей. Сейчас у доброй половины таких людей только на лекарства денег уходит больше;
  • 22 миллиона семей, получающие детские пособия – всякие надежды на их близкое повышение, а в некоторых регионах – и на своевременную выплату. Это прямо следует из решения Правительства и думского большинства передать финансирование таких пособий региональным бюджетам, в большинстве своем дотационным или депрессивным;
  • почти 1,5 миллиона учащихся ПТУ и 1 миллион 250 тысяч студентов сузов, которые будут переданы в регионы без достаточного финансирования;
  • более 3,5 миллионов внебюджетных студентов вузов, которым придется платить больше за обучение в связи с предполагаемой отменой еще оставшихся налоговых льгот для образовательных учреждений. И т.д. и т.п. и пр.

За 14 лет работы в парламенте все это видел частями, но никогда — в едином пакете, точнее, “взрывпакете”. Интересно, встанет ли на свою защиту российское гражданское общество хотя бы сейчас, когда интересы большинства находятся под прямой угрозой или же, как в старом анекдоте, наш человек лишь робко спросит власть: а веревки дадут или с собой приносить?…

Опубликовано: Вести образования. – 2004. — 1-30 июня. — № 11-12. — С. 2.