Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе второго созываДоклад на пленарном заседании государственной думы по проекту федерального закона \"о государственной поддержке начального профессион

Доклад на пленарном заседании Государственной Думы по проекту Федерального закона "О государственной поддержке начального профессионального образования"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект Федерального Закона "О государственной поддержке начального профессионального образования". Проект вносится членом Совета Федерации, председателем профильного комитета Верхней палаты Валерием Васильевичем Сударенковым и вашим покорным слугой. Это не случайно. Закон одинаково важен и для Федерации, и для ее субъектов. Проект обсуждался на региональном совещании в Пензе, в котором участвовали представители 9 субъектов Федерации, а так же в ряде других областей, включая и мою, Омскую, и везде получил поддержку.

Прежде всего, хотел бы объяснить, почему среди всех уровней и подсистем образования, мы выбрали для первоочередной государственной поддержки, именно начальное профессиональное.

Во-первых, система начального профессионального образования (или - в более привычном варианте - профессионально-технического образования), может быть, более всех других в образовании пострадала от политики последних пяти лет, хотя учатся в ПТУ дети преимущественно из малообеспеченных, а часто и неблагополучных семей, более всех нуждающихся в социальной защите. Там же учатся большинство детей сирот, детей оставшихся без родителей в возрасте 15-18 лет.

Если вузы в России, несмотря на финансовый кризис, практически не закрывались, то ПТУ закрывались десятками. При этом конкурсы в них растут, хотя по данным Министерства образования почти 2 миллиона детей в возрасте от 7 до 17 лет нигде не учатся! Суммарный выпуск из ПТУ составил в 1995 году лишь 63% к 1990 г.

Надо учитывать, также, что развал материально-технической базы, для профессинально-технического образования, имеет более тяжелое последствие, чем для школ и большинства вузов. Рабочей профессии невозможно научить с помощью школьной доски, мела и слова, здесь без специального оборудования не обойтись.

Депутатам роздано письмо Генерального прокурора Ю.И. Скуратова "О кризисном состоянии системы начального профессионального технического образования в России, и не исполнении Федерального Закона "Об образовании".

Позвольте мне процитировать лишь 2 абзаца, имея в виду, что Генеральной прокуратуре самим ее статусом показана объективность. Цитирую: "Учащиеся ПТУ обеспечены лишь на 1/3 от необходимого, а сироты - и того меньше. В нарушении распоряжения правительства от 5 сентября прошлого года, средства, предназначенные для социальной поддержки обучающихся, выделены лишь на половину. Сегодня стипендии учащегося ПТУ - 40 рублей в месяц, бухгалтерские расходы по их оформлению обходятся государству гораздо дороже, а подростки отказываются получать эти унизительные выплаты".

"Из 60 миллиардов рублей, предназначенных детям сиротам (распоряжение правительства от 29. 08 1995 г. 1180 Р), выделена лишь незначительная часть. На питание этой категории подростков в 1995 году израсходовано лишь 36% суммы запланированной бюджетом, на обмундирование - 21,7%, в 1996 году сиротам достанется соответственно 42,18%. Нет средств на обеспечении выпускников. В результате истощенные, оборванные подростки уходят "на улицу" без средств существования. Многих из них активно подбирает уголовный мир, используя для наиболее тяжких преступлений, другие кончают жизнь самоубийством".

Во-вторых, без немедленной государственной поддержки системы начального профессионального образования, мы не сможем обеспечить промышленный подъем, который рано или поздно, я надеюсь, наступит.

Страна не может бесконечно делить, распределять и проедать накопленное богатство. Но как только начнем наращивать производство, обнаружится, что самые тяжелые потери - кадровые, что без квалифицированных рабочих кадров экономический рост невозможен. Между тем по данным Министерства труда России разрыв в уровне подготовки работников, измеряемый числом лет обучения, между нашей страной и индустриально развитым западом увеличивается.

Законопроект не велик. В нем всего 7 статей. Однако чрезвычайно важен для стабилизации системы начального профессионального образования и реализации права граждан на доступное и бесплатное начальное профессиональное образование.

Переходя к содержанию законопроекта, хотел бы разделить нормы, которые в нем содержатся на 2 основные группы. Первая группа - нормы долговременного, стратегического характера, конкретизирующие и "запускающие" в действие нормы базового Федерального Закона "Об образовании". Вот некоторые из них.

1. Базовый Федеральный Закон "Об образовании", принятый в июле 1992 года предусматривает финансирование этой системы, но не по остаточному принципу, по нормативам финансирования в расчете на каждого обучающегося в образовательных учреждениях, определенного типа и вида. Эти нормативы должны представляться правительством, и утверждаться парламентом в форме Федерального Закона, одновременно с Федеральным Законом о Федеральном бюджете.

Поскольку правительство по непонятным причинам а, может быть, по понятным причинам, уже 3 года не представляла парламенту федеральные нормативы расходов на одного обучающегося, мы решили сделать это сами. Начать с профессинально-технического образования. В статье 3 законопроекта вы видите эти нормативы, они рассчитаны совместно со специалистами министерства образования и являются минимально необходимыми. Законопроект, таким образом, создает очень важный прецедент - начало перехода на нормативное финансированное образование.

2. Проект закона устанавливает не только нормативы финансирования учреждений начального профессионального образования в расчете одного обучающегося, но и нормативы финансирования системы учреждений начального профессионального образования в целом. Так, часть 4 статьи 1 устанавливает 2 таких норматива взаимодействующих друг с другом: выделение на нужды начального профессионального образования не менее 2% расходной части Федерального бюджета и финансирование до 2000 года за счет этих средств образования не менее 85 обучающихся по очной форме ПТУ, на 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

Могут сказать, откуда взялись такие цифры? Отвечаю: это расчеты специалистов, которые приведены в финансово-экономическом обосновании законопроекта. 2005 год указан, как возможный год установления экономики в объеме предшокового 1990 года, после чего можно будет определиться, каково может быть соотношение потоков между системами начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

3. Законопроект в целях обеспечивания минимальной социальной защиты обучающихся, устанавливает размер стипендии: для обучающихся, обеспечивающихся платным питанием и обмундированием, стипендия устанавливается в размере 5% установленного Федеральным Законом минимального размера оплаты труда, а для обучающихся, не обеспечивающихся бесплатным питанием и обмундированием, - в размере 80% установленного Федеральным Законом минимального размера оплаты труда (в настоящее время 70%). Таким образом, отменяется, наконец, абсурдная или издевательская сорокарублевая стипендия для учащихся ПТУ!

Вторая группа норм, которые содержит законопроект, охватывает нормы кратковременного действия, предназначенные для того, чтобы "снять" часть специфических проблем кризисного времени. К таким нормам относятся, например:

  • требование к правительству Российской Федерации компенсировать в системе начального профессионального образования задолженность Федерального бюджета за 1995 г.;
  • предоставление правительству Российской Федерации права в случае необходимости продлевать сроки обучения в учреждениях начального профессионального образования, расположенных на территории отдельных субъектов Российской Федерации, на срок до 1,5 лет по сравнению с нормативными сроками обучения;
  • предоставление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления права льготировать учреждениям начального профессионального образования тариф оплаты за коммунальные услуги электро- и теплоснабжение.

Наконец, самый трудный вопрос - финансовый. Скажу прямо: Закон требует денег, а именно 2 триллиона рублей в 1996 году. Хотел бы, однако, обратить внимание на следующее обстоятельство:

1. Проект данного Закона скорректирован с проектом данного Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон о Федеральном бюджете на 1996 год", который принят Государственной Думой в первом чтении.

2. Даже по оценкам специалистов Всемирного банка, затраты на поддержку государственного образования сейчас несравненно меньше затрат на его восстановление в будущем. По данным Министерства образования в случае непринятия конкретных мер по стабилизации финансирования начального профессионального образования, не менее 35% ПТУ не смогут начать новый учебный год! Деньги все равно придется давать. Вопрос только в том, кто это сделает: мы через Закон или Президент своим Указом.

В конце-концов, разрушая обычные ПТУ, мы вынуждены, потом создавать закрытые, для правонарушителей. А в них затраты на одного воспитанника в 10-12 раз больше, чем в обычных. Скупой, как всегда платит дважды.

3. Несмотря на отрицательное заключение правительства, надеюсь по этому законопроекту, есть шанс договориться с исполнительной властью. Передо мной резолюция Президента Ельцина на письме Генерального прокурора, которое уже сегодня цитировалась. Позвольте процитировать и резолюцию.

"В.С.Черномырдину. Несмотря на трудности с бюджетом, нельзя больше закрывать глаза на развал системы профтехобразования. Проработайте и в месячный срок доложите систему мер направленных на радикальное улучшение ситуации в этой области в 1997 году".

Предлагая законопроект, мы помогаем сделать правительству то, чего требует от него Президент. Прошу все фракции и группы поддержать начальное профессиональное образование, а фракции и группы, ориентированные на Правительство, поддержать и намерение Президента. Спасибо за внимание.