Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе третьего созываТезисы выступления на пленарном заседании государственной думы при обсуждении во втором чтении проекта федерального закона “ о внесен

Тезисы выступления на пленарном заседании Государственной Думы при обсуждении во втором чтении проекта Федерального закона “ О внесении дополнения в статью 40 Закона РФ “Об образовании”

Уважаемые коллеги! Проект Закона, который сегодня предлагается вашему вниманию, внесен в Государственную Думу двумя членами Совета Федерации и двенадцатью членами Государственной Думы, представляющими фракции “Единство”, “ Коммунистическую партию Российской Федерации”, “Отечество”, а также аграрно-промышленную депутатскую группу и группу “Российские регионы”. Окончательная редакция законопроекта выработана совместно с председателем Комитета по образованию и науке А.В. Шишловым и одобрена всеми, подчеркиваю, всеми без исключения - членами комитета. Как видите, налицо широкое согласие политических течений в Государственной Думе.

Главная цель законопроекта состоит в том, чтобы усилить государственные гарантии на получение гражданами России бесплатного на конкурсной основе профессионального образования, предусмотренные Конституцией и действующими Федеральными Законами. Закон настолько мал, что я прочту его целиком. Мы предлагаем дополнить статью 40 действующего закона РФ “Об образовании” пунктом 3 следующего содержания.

“3. Сокращение сложившегося на 1 января 2002 года числа полностью финансируемых за счет средств Федерального бюджета учебных мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и профессионального высшего образования на 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации, не допускается”.

Другими словами, Закон не требует создания новых бесплатных учебных мест, Закон запрещает ликвидировать те, которые существуют сейчас, причем финансируются за счет федерального бюджета. Если в 2001-2002 учебном году в России за счет федерального бюджета учатся 192 студента на 10 тысяч населения, значит, в последующие годы должно быть не меньше. Вот и весь смысл Закона.

Хочу вам сказать, между прочим, что по доле платного образования в Вузах мы уже обогнали многие страны с рыночной экономикой, а может быть, отстали от них. Например, в Германии и Франции доля бюджетных студентов составляет 85-90% , а в России около 60. Между тем, минимальная зарплата во Франции составляет около 1000 долларов, а в России меньше 15. Легко представить, какая нация будет более образованной!

В соответствии с регламентом ГД, принятый в первом чтении законопроект был разослан субъектам права законодательной инициативы. Заключения на законопроект прислали 48 таких субъектов, из них 44 его поддержали.

К законопроекту поступило 4 поправки. Все они включены в таблицу принятых, причем, 3 учтены частично, а одна предлагается в виде редакции Закона ко второму чтению.

Закон не требует ни одного рубля дополнительных бюджетных денег. Он, повторю, очень мал, но очень важен. Это Закон идеологический, если хотите, тест: те кто считают, что в России надо сохранить профессиональное бесплатное образование, голосуют “за”! Те, кто выступают за ликвидацию или сокращение бесплатных учебных мест, будут голосовать “против”.

Комитет по образованию и науке в полном составе просит вас поддержать Закон.