Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе четвертого созываО проекте федерального закона № 86859-4 \"о федеральном бюджете на 2005 год\"

О проекте федерального закона № 86859-4 "О федеральном бюджете на 2005 год"

Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я убедительно прошу Государственную Думу поддержать поправку 107, которая предусматривает передачу 23,6 миллиарда рублей из раздела "Общегосударственные вопросы" в раздел "Образование" на заработную плату педагогических работников в федеральных образовательных учреждениях. По нашим расчетам, эта поправка позволила бы увеличить заработную плату в начале следующего года, с 1 января, не на 20 процентов, а на 50 процентов.

В обоснование этой поправки могу сказать следующее, уважаемые коллеги. Вы прекрасно понимаете, что сейчас работники профессиональных учебных заведений, как и вообще российская интеллигенция, в реальных деньгах получают где-то в три с половиной раза меньше, чем было пятнадцать лет назад, а если говорить о надбавках за ученые степени доктора и кандидата наук, они приблизительно в четыре-пять раз меньше. Заработная плата профессора (бюджетную я имею в виду) - около 200 долларов. Потом мы удивляемся, что у нас падает качество подготовки студентов, поскольку профессор, чтобы поддерживать свой уровень жизни, обычно работает не в одном вузе, а в нескольких вузах Российской Федерации. Мы повторяем известную ошибку, о которой еще в XIX веке писал Александр Сергеевич Грибоедов: "Что нынче, так же, как издревле, хлопочут нанимать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?".

Я убедительно прошу вас поддержать это предложение. Что касается нарушения баланса, то я уверен, что недостачу общегосударственных расходов правительство всегда сможет компенсировать за счет Стабилизационного фонда, который в Российской Федерации, как вы знаете, приобрел колоссальные размеры. Спасибо.

Результаты голосования

Проголосовало за: 95 чел.
Проголосовало против: 14 чел.
Воздержалось: 0 чел.
Голосовало: 109 чел.
Не голосовало: 341 чел.

Результат: не принято.


Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я убедительно прошу Государственную Думу поддержать поправку 153. Она абсолютно аналогична предыдущей поправке, только она касается трансфертов в регионы, для того чтобы мы могли в полтора раза увеличить заработную плату работников образования с 1 января следующего года.

Напомню еще раз: сегодня проходит акция протеста, только бастующих будет более миллиона человек, участвующих в акции - от трех до четырех миллионов. Между прочим, вот мы получили очередную резолюцию митинга из Новосибирска, они требуют не того, что мы, они требуют: в полтора раза в этом году и в два раза в следующем году. И в принципе имеют для этого основания, оснований таких два. С одной стороны, они, видимо, хотели бы, чтобы в реальных деньгах заработная плата приблизилась к тому, что было пятнадцать лет назад. Это первое. Во-вторых, они так же, как и мы, знают объемы Стабилизационного фонда.

И при всем уважении к Юрию Викторовичу я хочу сказать: Юрий Викторович, ни один самый гениальный экономист не убедит ни профессора, ни учителя, ни врача, что мы не можем потратить на увеличение зарплаты десятую часть Стабилизационного фонда (подчеркиваю: десятую!) из-за того, что будет инфляция. Вот когда в прошлый раз подобные вещи заявил Михаил Михайлович Касьянов, я услышал комментарий в омской медакадемии, доцент мне сказал: видимо, в правительстве кто-то боится, что интеллигенция всё съест. Не убеждают такие аргументы, коллеги!

А если мы говорим, что деньги у нас "нефтяные" и мы не можем поднимать заработную плату, потому что цена на нефть может упасть, то, во-первых, прогноз говорит о том, что она не будет падать, - всё дело в китайской растущей экономике. А во-вторых, если мы боимся повышать заработную плату, могли бы найти другие способы, например, выплатить российской интеллигенции надбавки к отпускным, 13-ю зарплату, премии, которые регулярно получают государственные чиновники, о чем тоже хорошо известно в кругах российской интеллигенции.

Уважаемые коллеги, надо еще иметь в виду, что если мы поднимем заработную плату на 20 процентов в следующем году, то по отношению к прожиточному минимуму, по отношению к ценам на товары первой необходимости (я беру за основу расчеты Комитета по труду и социальной политике) эта заработная плата окажется примерно на 2 процента ниже, чем в октябре 2003 года, и примерно на 9 процентов ниже, чем в декабре 2001 года. Вот реальность. Возможности у страны, как мы знаем, есть. Прошу поддержать поправку. Спасибо.

Результаты голосования

Проголосовало за: 106 чел. 23,6%
Проголосовало против: 11 чел. 2,4%
Воздержалось: 0 чел. 0%
Голосовало: 117 чел.  
Не голосовало: 333 чел. 74%

Результат: не принято.


Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я прошу Государственную Думу поддержать поправку 108 - о переносе в раздел "Образование" 7,25 миллиарда рублей на студенческие стипендии, с тем, чтобы с 1 января следующего года мы могли увеличить эти стипендии, и, прежде всего социальные стипендии студентов, в полтора раза. Для аргументации своей поправки я хочу вам напомнить следующее. Студенческие стипендии повышались в июле 2000 года, а затем в сентябре 2003 года, в сентябре - в два раза. По нашим оценкам, если сравнивать это не со средними темпами инфляции, а с ростом прожиточного минимума, то повышение стипендий в сентябре 2003 года едва покрывает рост прожиточного минимума или цен на товары первой необходимости.

Что касается ситуации в последующие почти полтора года, то, по нашим оценкам, совпадающим с соответствующими оценками Комитета по труду и социальной политике, к 1 января 2005 года эти стипендии по отношению к прожиточному минимуму понизятся на 23 процента: примерно на 6,7 процента за 2003 год и на 16,3 процента, по прогнозу, за 2004 год. Таким образом, снова студенческая стипендия в 2005 году может оказаться ниже, чем была в 2000 году.

Напомню еще, что за последние пятнадцать лет средний размер расчетной студенческой стипендии сократился в вузах в три с половиной раза, в техникумах - примерно в семь раз, в ПТУ - приблизительно в десять раз в реальных деньгах. Поэтому мы хотели бы, чтобы наши студенты все-таки, по крайней мере, не нищали, чтобы продолжалась индексация, реальная индексация их стипендий. Напомню также, что в сентябре этого года состоялась довольно массовая акция протеста, в которой, по данным Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов, на Горбатом мосту приняли участие более пяти тысяч человек. Убедительно прошу вас поддержать эту поправку. Спасибо.

Результаты голосования

Проголосовало за: 104 чел. 23,1%
Проголосовало против: 9 чел. 2%
Воздержалось: 0 чел. 0%
Голосовало: 113 чел.  
Не голосовало: 337 чел. 74,9%

Результат: не принято.


Уважаемые коллеги, эта поправка по сравнению с другими представляет собой сравнительную мелочь, но чрезвычайно важную: мы просим добавить в раздел "Образование" 69,7 миллиона рублей на экспериментальные школы Российской академии образования.

Суть дела заключается в следующем. Когда мы передавали на региональные и местные бюджеты различные образовательные учреждения, мы заодно, под сурдинку, передали и школы Российской академии образования. Академия образования просила оставить десять школ на ее бюджете, к сожалению, остаются только три. Ну, коллеги, надеюсь, вы понимаете, что мы при любой финансовой политике не можем передавать на региональный бюджет, например, синхрофазотрон, как и экспериментальную базу любой другой отрасли естественной науки. Ну, аналогичная ситуация и в педагогической науке: не может нормально работать педагогическая наука, если она не может подтвердить свои мнения и достижения на практике. Да, это экспериментальная база Российской академии образования, поэтому в соответствии с просьбой Российской академии образования мы просим вас предусмотреть 69,7 не миллиарда, а миллиона рублей на сохранение экспериментальных школ, для того чтобы была возможность работы отечественной педагогической науки, которая, между прочим, до сих пор является одной из передовых в мире. Спасибо.

Результаты голосования

Проголосовало за: 100 чел. 22,2%
Проголосовало против: 10 чел. 2,2%
Воздержалось: 0 чел. 0%
Голосовало: 110 чел.  
Не голосовало: 340 чел. 75,6%

Результат: не принято.


Уважаемые коллеги, заключительная из моих поправок, которые я сегодня прошу вас проголосовать, из другой оперы. Суть дела заключается в следующем.

Как вы помните, с 2002 года мы резко сократили налоговые льготы для организаций инвалидов и предприятий, использующих их труд. Мы много раз говорили о том, что это приведет к печальным последствиям. И действительно, десятки тысяч инвалидов - только по системе ВОИ (Всероссийского общества инвалидов) тридцать тысяч - потеряли свои рабочие места. Но, слава богу, состоялись встречи руководителей общественных организаций инвалидов с президентом, и по поручению президента правительство, насколько нам известно, сейчас предполагает вернуть часть тех средств, которые общественными организациями инвалидов были уплачены в качестве налогов.

Мы аналогичную поправку предлагали в бюджет прошлого, в бюджет текущего года (извините, я оговорился), но тогда, к сожалению, с нами не согласились. Теперь, как я понимаю, в бюджете этих средств нет, но, тем не менее, правительство соглашается их вернуть, за что мы правительству благодарны. Чтобы не повторять ошибок, мы предлагаем то же самое предусмотреть в бюджете 2005 года, для того чтобы, поскольку налоговые льготы не восстановлены в полном объеме, та часть налогов, которые выплатят общественные организации инвалидов и предприятия, использующие их труд, была им возвращена своевременно, а не через почти три года после того, как они эти налоги заплатят.

Прошу поддержать. Спасибо.