Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываО проекте федерального закона \"о внесении изменений в статью 53 закона российской федерации \"об образовании\" и в статью 20 федерального з

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 1-е чтение.

Председательствует Первый заместитель председателя Государственной Думы О.В. Морозов

Председательствующий. Переходим к рассмотрению законопроектов, которые подготовлены в первом чтении. Пункт 11-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина.

Сентюрин Ю.П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, разработанный Правительством Российской Федерации, о внесении изменений в две статьи законов об образовании. В частности в статью 53 Закона "Об образовании" и в статью 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Законопроект разработан в соответствии с поручением правительства, а целью его разработки является приведение норм названных законов в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, обращаю ваше внимание, которые были введены в действие федеральным законом от 30 июня 2006 года. Закон, которым были введены данные нормы, носил название "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов".

Действие норм законопроекта будет распространяться на физических лиц, которые в соответствии с федеральным законом заняты педагогической деятельностью в образовательных учреждениях. Я напомню о том, каковы были нормы до июня 2006 года и каковы действующие на сегодняшний день нормы, в соответствие с которыми и приводятся две названные статьи законов об образовании.

Итак, по закону "Об образовании" - 53 статья: "Законопроект предполагает уточнение, расширение перечня лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности". В соответствии с введёнными нормами Трудового кодекса, этот перечень дополнен лицами, признанными в установленном Федеральном законом порядке недееспособными.

Кроме того, устанавливается уровень принятия перечня заболеваний, в соответствии с которым лица не допускаются к педагогической деятельности. Перечень этот утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

По 20-й статье Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Законопроект предусматривает, что трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределённый срок, так и на определённый срок, период которого оговаривается сторонами трудового договора.

Устанавливаются случаи, когда заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении производится без избрания по конкурсу. А то, что я упомянул сейчас процедуру заключения трудового договора - этой процедуре предшествует процедура избрания по конкурсу.

Норма также устанавливает должности, которые замещаются без процедуры избрания по конкурсу.

Законопроект определяет и иные особенности заключения и прекращения трудовых отношений в форме трудового договора с работниками высших учебных заведений. Речь идёт об аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников.

Для реализации законопроекта выделение дополнительных средств из федерального бюджета не потребуется.

Законопроект прошёл все необходимые согласования в правительстве, был рассмотрен Главным правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нами получено 69 положительных заключений.

Принятие законопроекта позволит устранить правовую коллизию между Трудовым кодексом, ещё раз напомню, ведённым в действие 30 июня 2006 года, в соответствии с которым нормы, приведённые мной, уже действуют сегодня, и названными законами в области образования, которые я упоминал: "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - с другой стороны.

Уважаемые депутаты, я прошу поддержать законопроект.

Смолин О.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Фракция Компартии Российской Федерации приняла решение в первом чтении поддержать этот законопроект, однако с тремя серьёзными оговорками.

Оговорка первая касается Конституции. Напомню пункт 3 статьи 55. Он гласит: "Права и свобода человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (подчёркиваю: федеральным законом) только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты Основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц" и так далее.

Понятно совершенно, что ограничение на педагогический труд тоже по идее должно устанавливаться законом, а не подзаконным актом. Я не стал задавать этот вопрос уважаемому Юрию Петровичу Сентюрину, поскольку не он писал Трудовой кодекс, а в данном случае законодательство в области образования приводится в соответствии с Трудовым кодексом, но вопрос остаётся.

Позиция вторая, связана с перечнем преступлений, за которые могут накладываться наказания в виде запрета на педагогический труд. Нам кажется, что предложения правительства, зафиксированные в Трудовом кодексе, - слишком просты.

Я привожу элементарный пример: предлагается лишить права на педагогический труд только тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления. Однако, например, преступления, связанные с развратными действиями не обязательно будут относиться к тяжким или особо тяжким. Я считаю, что в этом случае надо было бы и в подобных случаях, когда речь идёт о преступлениях против личности, действительно ограничивать право на педагогический труд.

А вот что касается тяжких преступлений. Представьте себе такую ситуацию: директор школы, которому не дали денег, устанавливает нелицензионное оборудование фирмы Билла Гейтса, после чего его приговаривают к соответствующему сроку, преступление признаётся теперь по новому нашему Уголовному кодексу тяжким, и мы лишаем человека права на педагогический труд, непонятно за что. Нужно усовершенствовать, усложнить систему в этой части.

И, наконец, третья позиция. Здесь уже говорили о том, что закон имеет давнюю историю. Я напомню, что первоначально в законе "Об образовании" 1992-1996 годов подобные ограничения предполагались только законом. Затем были введены положения, согласно которым они определяются правительством, теперь - только одним министерством.

Уважаемые коллеги, я хорошо отношусь к любому министерству, но хотел бы напомнить вам известную историю о том, как в Минздравсоцразвития были разработаны предложения, фактически лишающие всех инвалидов права заниматься государственной службой, права на государственную службу. Мы не исключаем, что подобные же вещи будут предложены в части педагогической деятельности, и речь действительно пойдёт о грубейших нарушениях прав человека. Поэтому наши предложения связаны с тем, чтобы не потом нам дали ознакомиться, как нам говорил Юрий Петрович, с перечнем, а чтобы он заранее согласовывался с парламентскими комитетами и представлялся образовательному сообществу и гражданскому обществу вообще для того, чтобы исключить возможности злоупотребления.

Повторяю, мы дадим наши предложения ко второму чтению. Сейчас закон в первом чтении мы поддержим. В зависимости от того, как будут приняты наши поправки ко второму чтению, мы определимся, как будет фракция голосовать в этом чтении. Спасибо за внимание.