Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываПравительственный час \"о мерах, принимаемых правительством российской федерации, по улучшению пенсионного обеспечения граждан в росси

Правительственный час "О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по улучшению пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации"

В рамках «правительственного часа» с докладом выступила министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова. Министр проинформировала депутатов о состоянии и развитии пенсионной системы в 2008-2009 годах, а также о мерах, связанных с совершенствованием пенсионного законодательства, которые стали составной частью одобренной на прошлой неделе на заседании Правительства РФ концепции долгосрочного развития до 2020 года. Правительству, заявила Т. Голикова, предстоит подготовить соответствующие изменения в действующую серию законодательных актов для того, чтобы в конце года представить эти нормативные документы на рассмотрение в Государственную Думу. Т. Голикова напомнила присутствующим, что в 2009 году предполагается проиндексировать базовую часть пенсии на 37,2%, страховую часть – на 15,6%. В результате к концу 2009 года средний размер социальной пенсии будет обеспечивать прожиточный минимум пенсионера и составит 4 176 рублей. Трудовые пенсии возрастут в среднем за год на 1 113 рублей, их средний размер к 2010 году составит 5 749 рублей и средний размер трудовой пенсии по старости – 6 091 рубль. Среди депутатов, задавших вопросы министру, был Олег Смолин.

Смолин О.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Татьяна Алексеевна! Мы приветствуем возвращение к страховым принципам в пенсионном обеспечении, но у меня вопросы, касающиеся инвалидов. Три в одном.

Первое. Рассматривался ли вопрос о возможности выделения инвалидов или, по крайней мере, инвалидов с наиболее тяжёлыми заболеваниями, в особую группу при расчёте прожиточного минимума?

Вторая часть вопроса. Предполагает ли концепция отказ от пенсионных выплат по степеням ограничения трудоспособности, которые отбивают у инвалидов стимулы к труду, к образованию, к реабилитации, в пользу привычных для нас групп инвалидности?

И третья часть. Предполагает ли концепция сохранение тех льгот по уплате социального налога или взносов страховых, которые сейчас есть в налоговом законодательстве?

Спасибо.

Голикова Т.A. Спасибо, Олег Николаевич. Три вопроса, по сути, в вашем вопросе.

Первая часть, которая касается прожиточного минимума, я в принципе Светлане Петровне уже ответила. Мы сейчас над законодательством по прожиточному минимуму не работаем, точнее, работаем, но не применительно к пенсионному законодательству, а применительно к законодательству о потребительской корзине, но так или иначе во времени они совпадут. Это первое.

Второе. Что касается степени утраты трудоспособности и групп инвалидности. Действительно, тема очень наболевшая, есть соответствующая законодательная инициатива Государственной Думы по этому поводу и мы с ней активно работали. У нас даже есть соответствующая рабочая группа по законопроекту Ломакина-Румянцева и с ним ведутся соответствующие консультации в этом направлении. Не так давно мои коллеги представили ему предложения, я сейчас чуть более подробно о них скажу, которые мы бы хотели рассмотреть в рамках совершенствования пенсионного законодательства для этой категории граждан.

А именно: это для трудовых пенсий по инвалидности перейти к их установлению в процентах от заработка; одновременно проработать меры по совершенствованию института пенсии и по инвалидности, имея в виду, осуществлять их выплату до достижения пенсионного возраста, а после достижения пенсионного возраста осуществлять перевод на трудовую пенсию по старости.

И, кроме того, предлагается ограничение способности к труду, использовать только, как условие приобретения права на трудовую пенсию, а уже дифференцировать размеры пенсии в зависимости от группы инвалидности. Вот это вот существенный момент, он как бы предполагает отказ от существующего порядка. Но вы понимаете, что эта тема достаточно тонкая и, в общем, с точки зрения даже прописания в законодательстве.

И здесь бы я хотела воспользоваться вашим вопросом и сказать о том, что, в принципе, мы согласны и соответствующую инициативу готовы поддержать или внести, отказаться от установления ЕДВ (единовременные денежные выплаты населению) в зависимости от степени утраты трудоспособности и перейти на группы инвалидности, в общем, не дожидаясь совершенствования пенсионного законодательства.

И я третью часть, я извиняюсь, я забыла. Третью часть, если можно.

Смолин О.Н. Спасибо, Татьяна Алексеевна. Я соавтор этой законодательной инициативы.

А третья часть вопроса. Предполагается ли при переходе на страховые принципы сохранить те льготы, которые сейчас имеют предприятия, использующие труд инвалидов, принадлежащие общероссийским общественным организациям, при выплате социального налога?

Голикова Т.A. Речь идёт о том, что единого социального налога не будет, будут уплачиваться только страховые взносы. Соответственно, и тема снимается с повестки дня.