Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываО проекте федерального закона \"о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов\". 2-е чтение.

О проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". 2-е чтение.

Председательствующий. Предлагается перейти к таблице номер два цифровых поправок: здесь 207 поправок, рекомендованных к отклонению.

Пожалуйста, какие есть замечания? Депутат Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович, я прошу вынести на отдельное голосование из таблицы отклонённых поправок следующие поправки: 138, 163, 76, 64, 70, 164, 101, 113 и 109.

Председательствующий. Ставлю на голосование таблицу номер 2 поправок цифровых, рекомендованных комитетом к отклонению, за исключением поправок, перечисляю: 138, 3, 76, 163, 70, 164, 101, 113, 109, 26, 31, 34, 58, 60, 84, 94, 104, 3, 4, 135, 136, 139, 128, 129, 130, 137, 9, 18, 19, 35, 39, 44, 111,115, 57, 100, 147, 151, 165, 204, 90, 91. Включите режим голосования.

Ещё 112, Лекарева. Значит, тогда для протокола я объявляю среди поправок дополнительно 112-ю поправку, поскольку 113-я уже вынесена депутатом Смолиным. Ставлю на голосование таблицу номер 2, за исключением названных мною поправок. Включите режим голосования.

Решение принято.

Депутату Смолину включите микрофон. 138-я поправка.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, я хорошо осознаю, что большинство, наверное, поправок, предложенных мною, не будут приняты, но я хотел бы, чтобы Государственная Дума обратила внимание на проблемы, которые мы поднимаем.

Они не выдуманы из головы, они являются результатом многократного общения с нашими избирателями.

Начну с поправки номер 138, которая предусматривает за счёт сокращения Резервного фонда дополнительно выделить 500 миллиардов рублей регионам на то, чтобы они могли в следующем году повысить заработную плату российской интеллигенции, имеются в виду: учитель, врач, работник культуры, социальный работник, на 30 процентов.

Алексей Леонидович меня поправит, если я что-нибудь скажу не так, но в августе министр финансов встречался с депутатами фракции КПРФ, что мы ценим. Мы узнали, что в следующем году предполагается увеличение Фонда заработной платы работников образования, и не только образования, федеральных учреждений на 30 процентов. Что касается регионов, то им на эти цели средств не предусмотрено, и они должны будут решать эту проблему самостоятельно.

Коллеги, на моей памяти многолетней работы в парламенте, если я правильно помню, такой истории до сих пор ещё не было. Я напомню вам, что согласно неофициальным данным рост цен на товары первой необходимости значительно выше, чем официальная инфляция. И составит он не 12 процентов. По оценкам профсоюзов - не менее 30 процентов, по оценкам Центра социальных исследований Российской академии наук - не менее 25-ти процентов.

Если мы отказываемся повышать заработную плату в следующем году в регионах, это означает, что мы обрекаем российскую интеллигенцию на обнищание, извините за прямое слово. А мы должны без того констатировать, что уровень заработной платы российской интеллигенции недопустимо низок, и что результатом этого является то, что человеческий потенциал в России по своим основным показателям по сравнению с другими странами падает. Как платим, так люди и работают.

Я общался с руководством нескольких городов. В одном из городов мне сказали: я должен буду повышать всё равно зарплату на 30 процентов, но это значит, что мне придётся свернуть все другие социальные программы. В другом городе руководство города мне сказало, что они представления не имеют, как они будут решать вопрос о повышении заработной платы в следующем году.

Уважаемые коллеги, я понимаю, что сумма большая, но решать проблему так или иначе надо. Мы же находим деньги на поддержку бизнеса. Чем интеллигенция хуже? Прошу вас поддержать. Спасибо.

Кудрин А.Л. Уважаемые депутаты, решение о том, что полномочия по повышению заработных плат в субъектах Российской Федерации принимается самостоятельно субъектами Российской Федерации, принято Федеральным Собранием и введено с 2005 года. То есть с 2005 года федеральный бюджет принимает решение только по федеральным бюджетникам, а субъекты - только по субъектовым бюджетникам.

Согласен, что с тех пор, как правило, субъекты своё повышение приурочивали к повышению на федеральном уровне. И, как правило, это была примерно равная сумма, равный темп повышения. Но непрерывно не может федеральный уровень нести всю ответственность и расходы за субъекты Российской Федерации. Поэтому с этого года мы обратились к субъектам Российской Федерации с просьбой принимать такие решения в соответствии со своими возможностями и приоритетами своих бюджетов.

Должен сказать, что многие субъекты Российской Федерации в похожем положении. Но я должен сказать, если даже вот вычесть доноры или тех, кто получше находится в этом положении, решение о повышении заработной платы на 30 процентов приняли и высоко дотационные регионы, и среднедотационные регионы, измеряя или определяя свои приоритеты. Например, одни регионы решили, что другие социальные программы строительства школ, больниц, коммунального хозяйства у них на первом месте, и они меньше повышают. Другие сказали, что у них на первом месте повышение заработной платы.

Я подвёл сейчас итог, примерно, кто, какие заложил темпы повышения зарплаты в разных регионах. 50 процентов повышают на 30 процентов, 50 - не
повышают. И это не потому, что у них не хватает, они по-другому видят свои приоритеты, в данный момент.

Кстати сказать, следующий год будет напряжённым, с точки зрения заимствования бюджетами на внутренних рынках: повыше ставки, сложнее занять. Поэтому многие регионы уменьшили дефициты, то есть ту часть, которую заимствуют, и аккуратнее отнеслись. Кстати, у меня есть беспокойство. Некоторые субъекты, которые менее обеспечены расходами, менее хозяйственно ведут свою деятельность, максимально себе повысили заработные платы. Не потому, что они больше беспокоятся.

Они как раз в данном случае меньше беспокоятся о сбалансированности своих бюджетов и строгом выполнении своих программ.

Я всё-таки хочу обратить внимание, коллеги. У нас в следующем году и на федеральном уровне возможно уменьшение налогов по сравнению с планом. Это связано со снижением цены на нефть. Возможно меньше, чем мы хотели.

Меня губернаторы и представители представительных органов власти, потому что я недавно встречался с председателями комитетов по финансам парламентов субъектов Российской Федерации, попросили: заявите тогда прямо и скажите прямо от правительства, что вы не сможете поддержать в таком масштабе. Потому что мы тогда правильно ориентируем свои показатели. Если вы нам сейчас скажете, что тем, кто повысил, вы будете помогать, а кто не повысил, вы тем самым по факту не будете помогать, то те, кто не повысил, окажутся в дураках. Я хочу ещё раз сказать. Мы просим субъекты Российской Федерации в следующем году аккуратнее отнестись к повышению зарплат. И федеральный бюджет не будет субсидировать эти вопросы....

К вопросу об использовании Фонда национального благосостояния, наших резервных фондов. Обращаю внимание, мы не расходуем, не направляем на расходы эти фонды. Мы договорились, что по действующему законодательству мы их сохраняем. Поэтому те решения, которые уже приняты в антикризисных мерах, это кредит Внешэкономбанку, это депозит, который сохраняется, не растрачивается и возвращается в федеральный бюджет и в Фонд национального благосостояния, чтобы потом работать на цели пенсионной реформы. Эти деньги уже запланированы на пенсионную реформу. И на время выделяются на поддержку финансового рынка, а не растрачиваются. А то, что вы предлагаете, это прямой расход. Это нужно тогда менять Бюджетный кодекс, выделять эти деньги из резервов на расходы и просто их потратить, проесть в данный момент. Я думаю, что это источник неправильный. Спасибо.


Поправка номер 163. Пожалуйста, депутат Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, поправка номер 163 предусматривает выделение 588 миллиардов рублей на установление базовой пенсии: с 1 января следующего года - 2700 рублей, а с декабря следующего года на уровне 4000 рублей. Нам правительство обещало, что минимальная пенсия выйдет на прожиточный минимум пенсионера, мы считаем, что на этот уровень должна выйти базовая часть пенсии.

Уважаемые коллеги, если вы разговаривали с пенсионерами, они уверены, что их пенсии практически не растут в последнее время, поскольку их съедает инфляция. И мы думаем, что обещание правительства в этой части нужно было бы обязательно исполнять.

Я прошу вас поддержать поправку номер 163, поскольку пенсионеры не должны страдать от классового подхода и оказываться в худшем положении по сравнению с теми, кому оказывают государственную поддержку. Спасибо.

Кудрин А.Л. Уважаемые депутаты, правительство подготовило новый пакет пенсионной реформы по существенному увеличению пенсий, включая, конечно, и налоговые источники с 2010 года, а социальную пенсию выводим на прожиточный минимум уже в следующем году. Данную поправку предлагается отклонить.

Председательствующий. Комитет поддерживает данную точку зрения.

Васильев Ю.В., председатель Комитета по бюджету и налогам. Отклонить.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 163. Включите режим голосования.

Отклоняется.


Поправка 76, пожалуйста, Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, вообще-то, я хотел бы просить комитет по Регламенту найти ещё в мире парламент, который бюджетные вопросы обсуждает по минуте.

Я прошу вас выделить дополнительно чуть более 4 миллиардов рублей на увеличение расчётной стипендии студентов в следующем году с 1 сентября до 1500 рублей. Дело в том, что те повышения, которые мы производим в последнее время, по сравнению с ростом цен на товары первой необходимости это не повышение. Если в прошлом году стипендия составляла 22 процента от прожиточного минимума, теперь она составляет около 20 процентов. Мы просим хотя бы сохранить стипендии в реальном исчислении на том же уровне, как сейчас. Прошу проголосовать. Спасибо.

Поправка отклоняется.


Поправка 64.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Мы просим два с небольшим миллиарда рублей на поддержку начального профессионального образования. Про то, что у нас не хватает рабочих кадров, вы, наверное, все знаете. Почему, наверное, тоже знаете. Там учатся дети самых необеспеченных и мастера производственного обучения получают в 5-7 раз меньше, чем специалисты аналогичных категорий в промышленности.

В этой сумме повышение стипендии до 800 рублей, доплаты мастерам производственного обучения, доплаты за классное руководство, которых почему-то нет в учреждениях начального профессионального образования и некоторые другие позиции.

Просим поддержать подготовку рабочих кадров. Спасибо.

Васильев Ю.В. Комитет рекомендует отклонить, однако этот вопрос мы поднимем, когда будем рассматривать проект постановления. А сейчас отклонить.

Отклоняется.


Поправка 70. Пожалуйста.

Смолин О.Н. А теперь уважаемые коллеги, мы просим вас поддержать среднее профессиональное образование, где тоже не учатся дети олигархов.

Десять с небольшим миллиардов рублей предусматривают увеличение стипендии здесь тоже до 800 рублей. Я напомню, что когда-то она составляла 56 процентов от прожиточного минимума, а сейчас она составляет порядка 7 процентов от прожиточного минимума. Плюс на надбавки за классное руководство, плюс надбавки за учёные степени и звания в системе среднего профессионального образования и учебная литература.

Просим поддержать. Спасибо.

Васильев Ю.В. Комитет предлагает отклонить данную поправку, то же самое в проекте постановления, источник, профицит, это предмет первого чтения.

Отклоняется.


Поправка 164.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, не знаю, приходится ли вам встречаться с тружениками тыла, а я перед ними прячу глаза. Я считаю, что перед ними мы в долгу, может быть, больше чем перед многими другими категориями наших ветеранов.

В своё время были законопроекты специальные о приравнивании тружеников тыла к участникам Великой Отечественной войны, так же как и ветеранов последнего призыва.

Я думаю, что можно не продолжать. Мы просим, да, большие деньги, 200 миллиардов рублей на то, чтобы приравнять тружеников тыла и последний призыв к участникам Великой Отечественной войны. Если мы эти поправки не будем принимать сегодня, через год или через два, боюсь, нам уже не для кого будет их принимать. Поддержите, пожалуйста.

Васильев Ю.В. Источник, указанный в поправке, профицит. Это предмет первого чтения. Комитет рекомендует отклонить.

Отклоняется.


Пожалуйста, 101-я поправка. Депутат Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, эта поправка вообще своеобразная. Я, кстати, должен поблагодарить Министерство финансов за то, что те предложения, которые вы дали по инвалидам в начале августа, в большинстве случаев были приняты. Но в данном случае мы имеем средства на компенсацию утраченных налоговых льгот и восстановление рабочих мест для инвалидов.

Дело в том, что эти средства не индексируются с 2006 года. Прошёл 2007 и 2008 год, и даже по официальной инфляции надо индексировать минимум на 25 процентов. Вот ровно это мы и просим, всего 200 миллионов рублей на воссоздание рабочих мест для инвалидов и компенсацию налоговых льгот. В бытность президентом Владимир Путин заявил: "Бюджет не должен формироваться за счёт инвалидов". Цитата. Прошу поддержать. Спасибо.

Отклоняется.


113-я поправка. Олег Николаевич, пожалуйста.

Смолин О.Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы просим выделить 20 миллиардов рублей на реализацию предложенного нами законопроекта о дополнительных гарантиях людям репрессированным, впоследствии реабилитированным. Ситуация, похожая на тружеников тыла. Около двух лет законопроект находится в Государственной Думе, никак мы не можем его принять, потому что говорят, что нет на это средств. Если выделим, законопроект готов, и люди скажут вам спасибо. Прошу поддержать.

Васильев Ю.В. В соответствии с частью 5 статьи 205 Бюджетного кодекса, включение бюджетных ассигнований, бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности не рассматриваются без заключения правительства. Заключения правительства по данному объекту нет. Рекомендуется отклонить.

Отклоняется.


И последняя, 109-я поправка. Пожалуйста, Олег Николаевич.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уже несколько лет мы поднимаем этот вопрос и хотим его поднять еще раз.

Как вы помните, фирма "Сибнефть" была перерегистрирована в Санкт-Петербурге под названием "Газпром нефть", и с тех пор Омская область не может восстановиться от случившихся финансовых потерь. Два года бюджет просто-напросто сокращался, социальные программы сокращались в массовом порядке. В этом году бюджет увеличен, но дефицит бюджета порядка 4 миллиардов рублей. Мы думаем, неправильно, когда в течение нескольких лет темпы роста производства и бюджетных расходов области несравнимы со среднероссийскими.

Мы просим вас поддержать и выделить 10 миллиардов рублей на поддержку Омской области, чтобы компенсировать ей утраченные доходы. Мы уважаем Санкт-Петербург, мы не собираемся тягаться с людьми, представляющими Санкт-Петербург в Государственной Думе и во власти Российской Федерации, но компенсировать Омской области утраченные доходы мы просим.

Спасибо.

Васильев Ю.В. Поправка не поддерживается по сумме увеличения раздела. Но хочу сказать, что вопрос компенсации бюджета Омской области мы рассматривали при утверждении бюджета 2007 года и бюджет Омской области был увеличен почти на миллиард. Поправка не поддерживается.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 109. Комитет предлагает отклонить её.

Включите режим голосования.

Покажите результаты голосования.

Отклоняется поправка.

Председательствующий. По ведению депутат Смолин, потому что у нас до перерыва осталась 1 минута.

Смолин О.Н. Уважаемый Олег Викторович! ... предложение к комитету по Регламенту. Мне кажется, надо было рассмотреть вопрос по внесению поправок в Регламент о том, что есть круг проблем, которые нельзя рассматривать в ускоренном режиме.

Повторю, я не знаю другого такого парламента, который бюджетные вопросы, вопросы безопасности, вопросы, прямо касающиеся интересов людей, рассматривал бы так, как делаем это мы. Спасибо.