Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываОб отчёте правительства российской федерации о результатах его деятельности за 2008 год. о программе антикризисных мер правительства рос

Об отчёте Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год. О программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год

Смолин О.Н. Уважаемый Владимир Владимирович!

В принятом бюджете на 2009 год впервые за постсоветскую историю не предусмотрены средства на повышение зарплаты в регионах работникам бюджетной сферы вообще и педагогам в особенности. В результате разница в финансировании образования в расчёте на одного ученика резко выросла. И выглядит округлённо следующим образом по сельской школе. Саха (Якутия) – 62 тысячи. Московская область – 53 тысячи. А вот Омская область – 11 тысяч, а Амурская область, вообще – 9 тысяч рублей, разница более чем в семь раз. Однако право ребёнка на образование не может зависеть от региона, где он родился и оттого, насколько ему повезло или не повезло с губернатором, или президентом.

Вопрос: намерено ли правительство оказать финансовую помощь регионам в целях повышения зарплаты интеллигенции и защиты прав детей на образование и, в каком объёме? Спасибо.

Путин В.В. Олег Николаевич, знаете, вот на что не посмотришь, всё чего-то мы не додали, расходы увеличили на 70 процентов, а чего-то не додали везде. Да, это, конечно, странно, но, тем не менее, наверное, можно на проблему, на любую проблему посмотреть и с этой стороны.

Хотя, безусловно, разброс по уровням доходов в бюджетной сфере, он является существенным. Что касается федеральных бюджетников, вы хорошо знаете, мы в конце прошлого года увеличили фонд оплаты труда сразу на 30 процентов. А в регионах Российской Федерации такие же действия во многих регионах были проведены до принятия решения на федеральном уровне.

И я с вами соглашусь в том, что здесь нужна большая координация между федеральным центром и регионами. И отставать нельзя, но и вперёд забегать вредно, потому что, с социальной точки зрения, тоже людям очень трудно объяснить: вот федеральным бюджетникам повысили, а региональным, почему нет? Пойди, объясняй, что уже это сделано, всё равно уже ждут люди повышения и, в общем, правильно. Поэтому наши действия должны быть, безусловно, скоординированными с регионами. Это первое.

Второе. Что касается региональных бюджетников, то давайте не будем забывать, что мы всё-таки, ответственность, которая лежит на регионах не должны на себя полностью забирать, иначе там работать не будут. А по поводу того, что там денег не хватает: денег всегда не хватает, вопрос в выборе приоритетов, что важнее – построить какой-нибудь сарай и спилить там 20-30 процентов на строительстве, либо деньги отдать учителям и врачам? (Аплодисменты.)

Что касается нашей поддержки. Я уже сказал: триллион 200 миллиардов мы выделяем регионам Российской Федерации, имея в виду, что у них будут выпадающие доходы в связи с кризисом.

Более того, ещё 300 миллиардов мы выделяем дополнительно, в рамках этих, сначала планировали меньше, ещё 300 миллионов выделяем дополнительно, из них 150 миллионов на прямые дотации и 150 миллиардов, прошу прощения, ещё 150 миллиардов в виде кредитов бюджетных. Причём, если раньше мы выдавали подобные бюджетные кредиты сроком на один год, теперь будем выделять на три года. В целом такие объёмы с регионами согласованы, мы считаем, этого достаточно, достаточными эти объёмы.

А как определять приоритеты? Это уже должны решать на местах, и с них надо спрашивать.