Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываО проекте федерального закона \"о внесении изменений в закон российской федерации \"об образовании\" (о компенсациях части родительской п

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (о компенсациях части родительской платы в негосударственных детских садах). 3-е чтение.

Председательствующий. По мотивам голосования от фракции КПРФ депутат Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович, как представителю оппозиционной фракции мне приятно сказать, что мы поддержим эту законодательную инициативу, которая принадлежит правительству, как мы готовы поддерживать любые законодательные инициативы социального характера и, в частности, расширяющие доступ к образованию вне зависимости от того, кто их будет вносить.

Действительно, законопроект предусматривает возможность компенсации расходов на образование в дошкольных образовательных учреждениях не только государственных, но и негосударственных. Это правильно, поскольку это расширяет доступ граждан к негосударственному образованию и к образованию дошкольному вообще.

Я напомню, уважаемые коллеги, что в 90-х годах мы очень сильно разрушили отечественную систему дошкольного образования, в революционном пылу утверждая, что детские сады - это проклятые советские колхозы и что каждая мама сама лучше подготовит своего ребёнка к школе. Оказалось всё ровно наоборот. Качество подготовки к школе значительно ухудшилось, между тем как развитые страны во многом взяли на вооружение советскую систему. И в некоторых странах, например в Бельгии, дошкольное образование проходят 95 приблизительно процентов всех детей, то есть дети политической элиты тоже.

Вместе с тем, мы хотели бы обратить внимание правительства на следующее: сделав один шаг, нужно делать и шаги следующие. Напомню, что в процессе так называемой монетизации, начиная с 2005 года, в Российской Федерации отменено положение статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", которая предусматривала возможность такой же компенсации расходов в негосударственных школах.

В итоге в тех субъектах Российской Федерации, где были приняты соответствующие законы, проблема решилась. В тех субъектах Российской Федерации, где соответствующие законы не приняты, негосударственные школы и те, кто учится в этих школах, пострадали.

Существует стандартное заблуждение, будто в России в негосударственных школах учатся только дети экономически богатых слоев населения. Это неверно. Существуют, например, православные школы, которые во многом собирают в себя в том числе и детей из неблагополучных семей. Существуют даже школы, обучающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, пользуясь случаем, мы призываем правительство быть последовательным и вернуть в закон положение о финансировании аккредитованной негосударственной школы.

И, наконец, последнее. Можно сделать и третий шаг, и следовало бы сделать и третий шаг. В правительственных программах в последнее время зафиксировано положение о праве доступа к бюджетному финансированию на конкурсной основе наиболее продвинутых негосударственных вузов. Я думаю, что если за первым шагом последуют два следующих, это будет правильно.

И последнее, мы, представляя левые политические взгляды, поддерживаем негосударственный сектор образования в той мере, в какой он расширяет доступ к образованию наших граждан вообще. Спасибо. Прошу поддержать законопроект.