Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываО федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. 2-е чтение.

О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. 2-е чтение.

Председательствует О.В. Морозов, Первый заместитель председателя Государственной Думы.

Председательствующий. Переходим к таблице отклонённых поправок. Пожалуйста, вот у нас много рук. Я беру листочек и начинаю записывать. Вижу, депутат Смолин, с вас начнём. Потом текстовые начнём. Коллеги, ну, я буду вот так идти по каждой руке и записывать. Депутат Смолин, я сказал.

Смолин О.Н. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.

Прошу вынести на отдельное голосование следующие поправки: 108, 109, 139, 154 и 229 в увязке, чтобы сократить время, 186, 192, 193 и поправка номер 228. Спасибо.


Председательствующий. Депутат Смолин обосновывает поправку номер 108.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я прошу Государственную Думу поддержать поправку номер 108, которая предполагает увеличение расходов на выплату студенческих стипендий на 11 миллиардов рублей с тем, чтобы студенческая расчётная стипендия в 2010 году с 1 января достигла 1 тысячи 500 рублей.

Аргументирую поправку следующим образом. Первое. Хотел бы напомнить, что если 20 лет назад студенческая стипендия составляла 80 процентов от прожиточного минимума расчётная, то теперь порядка 20 процентов. Кстати в технических вузах на последних курсах была выше прожиточного минимума.

Второе, уважаемые коллеги, поэтому мы имеем, в том числе поэтому, снижение качества образования. Если прежде студенты учились и подрабатывали, то теперь работают и подучиваются. Преподаватели вузов и специальные социологические исследования показывают значительное снижение качества образования.

Третье, уважаемые коллеги, заключается в том, что мы переживаем кризис и совершенно понятно, что студент принадлежит к числу наиболее нуждающихся. Если верны рассуждения и расчёты Оксаны Генриховны Дмитриевой, что мы 85 процентов потратили на крупный бизнес и на избранные банки, то давайте увеличим долю людей в антикризисном пакете российской помощи.

И, наконец, последнее. Сторонники ЕГЭ говорят о том, что ЕГЭ привёл к тому, что количество студентов, приезжающих из провинции в столицу, увеличилось. Но хотел бы заметить, что жизнь в столицах значительно дороже, это тоже требует увеличения стипендиального фонда и размера расчётной стипендии. Прошу поддержать. Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста, кто? Комитет или? Комитет, пожалуйста, Юрий Викторович. Юрий Викторович, поправку комментируйте, 108-ю.

Васильев Ю.В., председатель Комитета по бюджету и налогам. В данном случае эту поправку комитет отклонил, но понимая сложность ситуации и то, что действительно необходимо повышать стипендии, это положение нашло своё отражение в проекте нашего законопроекта, который мы будем с вами утверждать. Поэтому данную поправку предлагаем отклонить, а в проекте предлагаю поддержать.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка 108.

Включите режим голосования. Пожалуйста, голосуйте.

Коллеги, покажите результаты. Довожу до вашего сведения, что Секретариат меня проинформировал, что на отдельное голосование вынесено 83 поправки.

Отклоняется.


Председательствующий. Включите, пожалуйста, обоснование по 109-й поправке.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович, поправка номер 109 предполагает значительно большие затраты. Мы просим много денег, 85 миллиардов рублей, но на очень серьёзные цели.

Я напомню, что студенты, которые получают стипендию, составляют абсолютное меньшинство среди российских студентов. Более того, студенты, которые учатся на вне бюджете у нас, составляют две трети от общего числа студентов.

Мы ещё в январе передали президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву Аналитическую записку, в которой показали, что как минимум каждый третий внебюджетный студент, это, примерно, 1 миллион 700 тысяч человек, остро нуждается в поддержке в период кризиса. Мы просили выделить специальные средства на беспроцентные субсидии этим студентам с тем, чтобы эти средства могли быть возвращены, когда закончится кризис, и студенты трудоустроятся. Примерно такая система действует в ряде стран, правда, на основе кредитования, скажем, от Великобритании до Белоруссии.

Опыт показывает, что наши расчёты были небезосновательны, массовые обращения от различного рода вузов мы сейчас получаем по поводу того, что студенты не могут платить за обучение.

Мы хотели бы отметить, что наши предполагаемые расходы оправданы и с экономической, и с социальной, и с политической точек зрения. С экономической точки зрения они оправданы, потому что вложения в образование – это вложение в будущее. Президент вам цитировал, уважаемые коллеги, Василия Леонтьева, который был не коммунист, не социалист, а просто сторонник регулируемой экономики и умный человек.

Во-вторых, повторяю, речь идёт о поддержке наименее обеспеченных. В массовом количестве студенты не платят за обучение.

И, наконец, в-третьих, уважаемые коллеги, ну вот пока нам везёт, студенчество российское ведёт себя не так, как на Западе, на улицы не ходит и, может быть, и 20 лет не будет ходить, а, может быть, через полгода выйдет. Мы призываем принять решение, которое обеспечило бы политическую стабильность в стране. На период кризиса мы призываем не раскачивать лодку.

Просим поддержать эту поправку. Мы убеждены, что это очень правильные и выгодные вложения наших бюджетных средств. Спасибо.

Васильев Ю.В. Комитет предлагает проголосовать против данной поправки, потому что источник говорит о возврате законопроекта в первое чтение.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 109 из таблицы отклонённых.

Председательствующий. Покажите результаты голосования.

Отклоняется.


Поправка 139.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, поправка номер 139 намного более скромная, на несколько порядков. Мы просим увеличить на 400 миллионов рублей поддержку общественных организаций инвалидов, которые представляют собой компенсацию утраченных льгот.

Я хотел бы напомнить дискуссию, которая здесь в апреле происходила с уважаемыми представителями Минфина, когда мне наши коллеги сказали, что полностью компенсируются налоговые выплаты общественных организаций и предприятий, использующих труд инвалидов. Привожу данные. Скажем, Всероссийское общество слепых в этом году получит около 300 миллионов рублей, а налоговые выплаты составят порядка миллиарда рублей, то есть в 3,5 раза больше.

Но мы не просим все налоговые выплаты компенсировать, хотя в бытность президентом Владимир Владимирович говорил, помните цитату: "Бюджет России не должен формироваться за счёт инвалидов" и был абсолютно прав. Мы просим хотя бы просто проиндексировать, с 2007 года не индексировались эти затраты. Мы просим их проиндексировать хотя бы в этом году, плюс 400 миллионов рублей для того, чтобы предприятия инвалидов не стояли сейчас до половины или на простое, или на неполной рабочей неделе, или другие формы неполной загрузки.

Васильев Ю.В. Коллеги, эта поправка не может быть принята по источнику, потому что раздел III и I уже по средствам выделенным сбалансированы, и мы разбалансировать не можем. Ну а, кроме того, я хочу сказать, что есть поправка у нас плюсовая в сумме 80,4 миллиона рублей на эти же цели. Поэтому комитет предлагает отклонить.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка 139. Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Отклоняется.


Поправки 154 и 229.

Смолин О.Н. Итак, поправки №№ 154 и 229 в комплекте. Это поправки, которые предусматривают дополнительное выделение бюджету Омской области 10 миллиардов рублей в связи с потерей доходов от того, что связано с уходом из этого региона бывшей фирмы «Сибнефть», ныне фирмы «Газпром нефть».

Мы говорили о том, что этот уход нанёс очень тяжёлые потери бюджету Омской области, и до сих пор регион от этих потерь не восстановился. Вот у меня на руках, скажем, сравнительные данные по бюджету 2008-го и предполагаемому бюджету 2010 года в этом регионе. Скажем, по здравоохранению минус 1,1 миллиарда, по образованию минус 700 миллионов, по сельскому хозяйству практически в пять раз – с 2,4 миллиарда до 527 миллионов, по транспорту практически в четыре раза сокращение – с 2 миллиардов до 500 миллионов, по дорожному хозяйству в три раза сокращение и так далее, и так далее.

А вот если вы посмотрите государственный долг, уважаемые коллеги, области, то мы увидим нечто другое. В 2007 году он составлял 5,5 миллиарда рублей, в 2008-м, соответственно, 9,7, в текущем году – 12,3, а на начало 2011 года, чтобы я вас нечаянно не обманул, планируется на уровне 14,5 миллиарда рублей, то есть почти в три раза за четыре года.

Мы по-прежнему убеждены, что было принято неправильное решение, когда не полностью были компенсированы потери бюджета Омской области. Прошу вас поддержать это решение.

Васильев Ю.В. Да, действительно, Омская область в связи с тем, что перерегистрировался крупный налогоплательщик, имеет выпадающие в течение трёх лет. Но в течение этих трёх лет, то есть 2006 год и 2008 год, напомню, уважаемые депутаты, мы компенсировали, было области предоставлено в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности 13 миллиардов рублей. Источник – 01 раздел, который является... он уже сбалансирован.

Поэтому по источнику эта поправка тоже быть принята не может. Поэтому комитет и 154, и 229-ю предлагает к отклонению.

Председательствующий. Ставятся на голосование поправки номер 154 и 229 вместе, они связанные. Комитет против. Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Отклоняется.


Поправка 186. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.

Смолин О.Н. 186-я поправка предусматривает увеличение расходов на детские пособия. Тема эта всем прекрасно известна.

Напомню, что в большинстве регионов Российской Федерации они и до сих пор остаются около 100 рублей. Напомню, что 20 лет назад детское пособие составляло примерно треть от прожиточного минимума. В настоящее время оно составляет, в лучшем случае, 50-ю часть от прожиточного минимума.

Напомню, уважаемые коллеги, что в этом году, в августе мы гордились тем, что, наконец, вдруг рождаемость превысила смертность. Но я вас должен разочаровать, это временно. Поскольку, по прогнозам Фонда населения Организации Объединённых Наций, к 2050 году нас останется из 141 миллиона примерно 108 миллионов человек, если мы не будем переламывать эту позицию.

И напомню ещё одну важную часть. Доля бедных детей примерно вдвое выше, чем доля бедных людей в Российской Федерации. Почти каждая семья, где больше двух детей, за редким исключением, выпадает за черту бедности.

Просим вас поддержать увеличение детских пособий приблизительно в 5 раз. Спасибо.

Васильев Ю.В. Уважаемые коллеги! Ежемесячное пособие на ребёнка – это является полномочиями субъекта Российской Федерации. Это первое.

А второе, указанный источник не может быть источником для реализации данной поправки. Поэтому комитет отклонил.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 186. Включите режим голосования.

Покажите результаты голосования.

Отклоняется.


Поправка 192. Пожалуйста, Олег Николаевич.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Поправка номер 192 касается судьбы российской интеллигенции. Мы просим большие деньги, но считал их Минфин. Это плюс 500 миллиардов рублей для того, чтобы заработную плату российской интеллигенции и других работников бюджетной сферы поднять на 30 процентов.

Я хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что мы не делали этого в 2009 году, впервые за 20 лет моей работы в парламенте. Я хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что в итоге полностью дискредитировано введение новых систем оплаты труда, когда вместо увеличения дифференциации между квалифицированным и не квалифицированным трудом получается так, что учитель или воспитатель в детском саду получает ровно столько же, сколько техничка. Может 500 рублей разница.

Я хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, что следующий год президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым объявлен Годом учителя. А мы собираемся реально снижать заработную плату учителю. Плюс ещё от комитета требуют, чтобы был принят закон, лишающий коммунальных льгот сельского учителя. Плюс сокращаются деньги на поддержку лучших учителей. Короче говоря, в Год учителя мы намереваемся ухудшить положение учительства. И я думаю, что нам будут говорить: "Хватит любви, лучше помогите материально".

И, наконец, я хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что страна, где нищий учитель, заведомо обречена на то, чтобы быть бедной. Никакой инновационной экономики здесь не будет. Качество образования нищий учитель вам никогда не даст. Мы будем делать вид, что платим, а учитель будет делать вид, что работает.

Я прошу вас поддержать это решение, это компенсация роста цен на товары первой необходимости за два года. Спасибо.

Васильев Ю.В. Уважаемые коллеги! Проблема известная, проблема уже давно обсуждается всеми фракциями, в том числе главной фракцией «Единой Россией». Но 500 миллиардов рублей на сегодняшний день изъять из бюджета и направить их на увеличение фонда заработной платы работникам бюджетной сферы, конечно, это будет неправильно.

Поэтому, когда я выступал, если вы внимательно слушали, я сказал, что в проект постановления включён пункт, которым предусматривается решение данной проблемы. Поэтому эту поправку принимать нельзя, а проект постановления нужно, конечно, поддержать. Отклоняется.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 192 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Отклоняется.


Поправка 193.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович!

Поправка номер 193 намного более скромная и утилитарная. Мы просим 25 миллиардов рублей на горячее питание для школьников хотя бы всех начальных классов и малообеспеченных в средней и старшей школе, а также ПТУ.

Суть проблемы очень проста. Согласно официальным данным Министерства образования и науки Российской Федерации, я располагаю письмом, примерно, 30 процентов всех школьных болезней, а эти болезни у нас имеют катастрофический характер, 60 процентов всех детей не соответствует элементарным стандартам здоровья. Так вот, 30 процентов из этих болезней это болезни, связанные с плохим питанием.

Я вам напомню, уважаемые коллеги, что мы в лице военкоматов занимаемся выполнением планов, ловим детей по вокзалам, 18-летних парней, а между прочим 90 тысяч парней имеют дефицит массы тела, из-за этого не могут служить в армии. Так, может, чем ловить их, следовало бы просто-напросто накормить.

Я вам напомню, уважаемые коллеги, что с октября прошлого года СанПиНы предполагают двухразовое горячее питание, но денег на это никто не выделил. Поэтому эти требования нарушаются, а директоров соответственно штрафуют.

Я вам напомню, уважаемые коллеги, что президент Медведев в только что прозвучавшем Послании специально говорил о новых умных школах, где должно быть и то, и другое, и в том числе обеспечение детей горячим питанием.

Я прошу вас поддержать это решение. Оно, честное слово, окупится многократно – и гуманитарно, и даже экономически. Спасибо.

Васильев Ю.В. Уважаемые депутаты! В соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий данная компетенция отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и осуществляется ими за счёт средств соответствующих бюджетов.

Поэтому данную поправку предлагается отклонить.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 193. Голосуйте.

Покажите результаты.

Отклоняется.


228-я. Пожалуйста, Олег Николаевич.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый Олег Викторович! Я полагаю, что Российское Правительство и Государственная Дума в долгу перед очень многими категориями населения. Больше того, мне представляется, что результаты голосований по сегодняшним поправкам и принятого бюджета представляют собой демонстрацию классового подхода к российскому населению. Хорошо бы, если бы вы хотя бы какие-то категории наших граждан объявили банкирами, приближенными к власти.

Но есть одна категория населения, встречаясь с которой, я, честно говоря, не знаю, что сказать, кроме как опустить глаза – это труженики тыла. Я прошу вас выделить 200 миллиардов рублей, для того чтобы в год 65-летия Победы приравнять тружеников тыла по социальным гарантиям к участникам Великой Отечественной войны. Я думаю, каждый из вас слышал многократно от очень пожилых женщин разговоры о том, что фронт и тыл были нераздельны и что все одновременно работали для фронта и для Победы.

Я хочу вам сказать, что, если мне сейчас будут возражать по поводу того, что это региональная ответственность, то, к сожалению, по 122-му закону это правда, против чего возражали. Но, между прочим, отменяя, правильно отменяя повышение транспортного налога, мы ещё более обескровливаем бюджеты регионов.

Поэтому я считаю, что в ответственности федерального бюджета должна быть социальная поддержка тех, кто работал на Победу, которой теперь, кажется, гордятся уже все без исключения.

Я, правда, наконец, хочу вам напомнить ваших матерей, наверняка среди них много тружениц тыла, и проголосовать за эту поправку. Спасибо.

Васильев Ю.В. Уважаемые коллеги, если вы посмотрите на 228-ю поправку, посмотрите, источник за счёт увеличения дефицита бюджета. Дефицит бюджета утверждается в первом чтении. Поэтому нам нужно возвращаться и менять параметры бюджета. А это мы сделать не можем, поэтому отклоняется.

Председательствующий. Ставится на голосование 228 поправка.

Включите режим голосования.

Пожалуйста, результаты покажите.

Отклоняется.