Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созыва\"о внесении изменений в отдельные законодательные акты рф в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией пр?

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". 2-е чтение.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! В поправках 4, 7 и 8 речь идёт об одном сюжете, который с виду кажется формально юридическим, а на самом деле имеет большое смысловое значение.

Дело в том, что в настоящее время лицензирование работы образовательных организаций регулируется законом "Об образовании". Нам предлагают регулировать лицензирование образовательной деятельности законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Другими словами, теперь профильным министерством, которое будет определять законодательство в этой области, будет уже не Минобрнауки, а Министерство экономического развития. Соответственно, профильным комитетом в парламенте будет уже не Комитет по образованию или Комитет по образованию и науке, а Комитет по экономической политике или какой-то другой комитет.

Коллеги, из почти 20-летнего опыта работы в российских парламентах знаю, что это достаточно опасно.

Именно Министерство экономического развития в своё время неоднократно предлагало отменить лицензирование, например, дополнительного образования детей. И здесь, в этом зале находился Герман Оскарович Греф, в тот период министр, а я был депутатом Государственной Думы, я пытался объяснить Герману Оскаровичу, к чему это приведёт. Например, к тому, что любая организация сможет создавать школы типа "Русская гейша" для обучения соответствующим навыкам молодых девчонок. Вот тогда с огромным трудом нам удалось защитить систему образования от подобных непродуманных экспериментов. Теперь этот законопроект открывает для них полную дорогу.

Я прошу вас поддержать поправки и тем самым сохранить регулирование вопросов лицензирования образования именно образовательным законодательством, а не каким-то другим, то есть законодательством профильным. Спасибо. Прошу поддержать.


Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович!

А вот этот сюжет, пожалуй, будет поинтереснее предыдущего. Дело в том, что новый законопроект предполагает, если можно сказать, инновацию на тему коллективной ответственности, я бы даже рискнул сказать некоторого коллективного отцовства в образовательном законодательстве.

Рассказываю вам, как теперь будет проходить аккредитация образовательных организаций. Согласно новому положению, если образовательная организация заявляет какую-то специальность на аккредитацию, она должна заявить аккредитацию по всем специальностям, входящим в так называемую укрупнённую группу.

Ну, например, если вы заявляете философию, то вы должны заявлять на аккредитацию гносеологию, теории познания, социальной философии, этики, эстетики, философии науки и так далее. Такая же ситуация по экономическим специальностям, по математическим и тому подобное.

А смотрите, что происходит дальше. А дальше вас проверяют, и если в процессе проверки оказывается, что вы не тяните на аккредитацию по одной из этой укрупнённой группы специальностей, вас лишают аккредитации по всей этой группе.

Представьте себе: крестьяне, которые в общине заплатили налоги, потом выясняется, что один крестьянин налогов не заплатил и считается, что не заплатили налоги все крестьяне.

Представьте себе студенческую группу, которая сдала экзамен, но при этом один студент экзамен провалил, а объявили, что экзамен провалили все студенты.

Вот такая вот система коллективной ответственности теперь вводится у нас в образовании. Это на фоне рассуждений о рыночных реформах, свободах и всём остальном прочем.

Коллеги, если вы не примите эти поправки, к вам потом неоднократно будут обращаться российские вузы, которые не прошли аккредитацию по одной специальности, их лишили аккредитации ещё по доброму десятку таких специальностей. Зачем вводится такая система? Я думаю, ответ только один: чиновникам будет меньше работы, не проверять всех, проверил одну выборочно и по всем отменил аккредитацию.

Я предлагаю поддержать эти поправки, потому что это противоречит всякому здравому смыслу и приведёт к вреду для российского образования. Спасибо.