Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе шестого созываО проекте федерального закона «о воинской обязанности и военной службе» (об отсрочке от призыва на военную службу педагогическим и меди

О проекте федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (об отсрочке от призыва на военную службу педагогическим и медицинским работникам в сельской местности). 1-е чтение

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Красильникова О.К., фракция "Справедливая Россия".

Новелла, вводимая законопроектом, касается предоставления отсрочки от службы в армии медицинским работникам и работникам сферы образования, она согласуется и органично продолжает положение Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 146 "О Военной доктрине Российской Федерации", пункт 34 которой предусматривает, что выполнение основной задачи строительства и развития Вооружённых Сил и других войск достигается, в частности, путём совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооружённых Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Таким образом, утверждённая президентом Военная доктрина, имеющая ключевое значение в развитии обороноспособности нашей страны, содержит приоритет формирования и развития Вооружённых Сил Российской Федерации лицами, осуществляющими службу на контрактной основе. Уменьшение же доли лиц, проходящих военную службу по призыву, должно осуществляться за счёт предоставления отсрочки лицам, наиболее нуждающимся в такой отсрочке, либо лицам, выполняющим важные функции в отдельных отраслях развития государства на различных уровнях. Такими лицами в первую очередь являются сельские учителя и врачи.

О проблеме нехватки сельских учителей известно давно, но она до сих пор не решена. Недавно в Пензе проходил форум "Качественное образование во имя страны", в рамках которого широко обсуждались проблемы сельской школы России, и основной темой для обсуждения стала проблема привлечения в село молодых педагогов. По информации, предоставленной регионом, дефицит учителей в сельских школах в разных субъектах Российской Федерации составляет от 15 до 35 процентов. В ходе "круглого стола" также предлагалось стимулировать приток учителей в село через механизмы срочной службы в армии — через альтернативу работы на селе и в посёлках городского типа вместо прохождения срочной военной службы.

Что касается проблемы привлечения врачей в сельскую местность и в посёлки городского типа для работы, то эта проблема стоит не менее остро. На данный момент в России, несмотря на то что действует программа "Земский доктор", которая предусматривает выплату в размере миллиона рублей врачу, приехавшему до 45 лет в сельский населённый пункт, малые населённые пункты испытывают острую необходимость во врачах. И сама программа "Земский доктор" за последние три года, к сожалению, демонстрирует отрицательную динамику (цифры я не буду приводить). Согласно статистике Министерства здравоохранения, дефицит врачей в России, только по официальным данным, составляет около 40 тысяч человек, при этом, разумеется, больше всего нехватка специалистов ощущается в амбулаториях и поликлиниках сельской местности и удалённых районов страны.

Отдельно стоит отметить, исходя как из цифр формальной статистики, так и из фактического положения дел, касающихся кадровых вопросов в сфере образования и медицины, что указанные задачи не разрешаются ни действующим распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 2071-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года", ни постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, которым утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года".

Вводимые законопроектом новеллы направлены на выполнение важнейших социальных и экономических функций как по развитию села, его заселению, так и по устройству молодых специалистов в сельской местности и в посёлках городского типа и одновременно поддерживают общую направленность Военной доктрины Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации, на увеличение доли лиц, проходящих службу в армии по контракту, и уменьшение количества солдат-срочников.

Председательствующий. Спасибо.

Андрей Леонидович Красов.

Красов А.Л., фракция "Единая Россия".

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по обороне законопроект не поддержал, на то есть две причины.

Во-первых, принятие рассматриваемого законопроекта без одновременного расширения базы призыва за счёт других категорий граждан неизбежно приведёт к снижению укомплектованности Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, что недопустимо.

Во-вторых, по нашему мнению, предлагаемые законопроектом меры не окажут существенного влияния на приток в сельскую местность для постоянного проживания квалифицированных врачебных и педагогических кадров мужского пола.

Комитет-соисполнитель — Комитет по охране здоровья законопроект также не поддерживает.

Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.

Председательствующий. Спасибо.

Есть ли вопросы? У Олега Николаевича Смолина есть вопрос.

Смолин О.Н. Уважаемый Андрей Леонидович, скажите, пожалуйста, во сколько вы оцениваете потенциальные потери призывного контингента в результате принятия этого законопроекта?

Красов А.Л. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Я приведу данные за весенний и осенний призыв 2014 года: что весной, что осенью было призвано 154 тысячи человек — итого 308 тысяч человек.

Председательствующий. Олег Николаевич Смолин хочет уточнить вопрос.

Смолин О.Н. Ещё раз: я спрашиваю не про общее количество призванных, а сколько может потерять армия в результате принятия этого закона?

Красов А.Л. Ну, мы предполагаем, приблизительно до 20 тысяч человек.

Председательствующий. Спасибо.

Кто хотел бы выступить? Кроме Олега Николаевича Смолина, нет желающих? Выступает Олег Николаевич Смолин.

Пожалуйста.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, я постараюсь быть кратким и прошу вас поддержать этот законопроект.

Соображения следующие. Первое: я не верю, что у нас на селе в школах и в медицинских учреждениях работают 20 тысяч мужчин призывного возраста, — мы прекрасно понимаем, что реально даже в лучшем случае это 10 процентов от всего этого количества, мне представляется, что данные уважаемого Комитета по обороне сильно преувеличены.

Второе: я хочу напомнить, что аналогичные нормы в своё время действовали и не приводили к серьёзным потерям для армии.

Третье: я хочу напомнить, что на самом деле активно развиваемые сейчас предложения, связанные с научными ротами и с возможностью для студентов совмещать обучение с прохождением службы в армии, многократно покрывают потребности.

И последнее, коллеги. Вообще, ситуация с кадрами учителей и медицинских работников на селе, конечно, крайне тревожная, поэтому убеждён, что без вреда для армии этот закон мог бы принести значительную пользу нашим гражданам, прежде всего крестьянам.

Председательствующий. Спасибо.

Ольга Константиновна, вы ещё раз будете выступать? Нет.

Ставлю законопроект на голосование.

Результаты голосования.