День учителя: цветы и тернии. Политическое заявление фракции

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги!

Совсем недавно отзвенел по стране День учителя – один из немногих профессиональных праздников, который действительно стал общенародным. Отзвучали поздравления и клятвы в любви к российскому учительству со стороны чиновников и нашего брата, увяли подаренные букеты. Впереди, надеемся, «правительственный час» с министром образования и науки. Самое время поговорить о проблемах. И выступать сегодня я намерен как член не только фракции КПРФ, но и депутатской профсоюзной группы «Солидарность», которая объединяет депутатов разных фракций, и даже в большей степени правящую фракцию.

Последние три года мы много слышим о повышении учительской заработной платы. И она действительно повысилась. Но спрашивается, почему тогда лидер профсоюза образования и науки в городе Омске на встрече со мной вспоминает Николая Некрасова: «Бывали хуже времена, но не было подлей»?

Почему, по социологическим данным, более 70% учителей готовы сменить работу, если для этого представится возможность? Ответ нам подсказывают сами учителя.

Вот фрагмент письма, которое мне передали профсоюзы в Азовском районе Омской области. Цитирую: «Необходимость выполнения майских указов президента привела к сокращению работников образовательных организаций, так называемой оптимизации. Соотношение 1 педагог на 14 учеников невыполнимо для сельской малокомплектной школы.

В результате, во-первых, страдают учителя музыки, изобразительного искусства, физики, химии, биологии, географии, так как часов по этим предметам в учебном плане недостаточно.

Во-вторых, страдает качество образования, так как многим педагогам приходится вести уроки не по своему профилю. Не может педагог, проработавший 10-15 лет учителем русского языка и литературы, стать отличным учителем физики, и наоборот.

В-третьих, чтобы достичь уровня заработной платы педагог вынужден вести более полутора ставок».

Коллеги на первых рядах, вас не интересуют проблемы учителей? А вы ведь клялись им в любви еще совсем недавно.

«Требования к деятельности образовательных организаций, – я продолжаю цитировать письмо, – с каждым годом возрастают. Это и наличие сайта с определенными требованиями, и функционирование служб медиации, и ведение электронных дневников, журналов и многое другое. Всё это хорошо, всё нужно, но как это выполнить качественно, если у педагога 27 и более часов, притом что ставку 18 часов никто не отменял. А ведь есть еще методическая работа, повышение квалификации, дополнительная работа со слабоуспевающими, работа с родителями, общественностью и так далее, и так далее.

Азовская районная организация профсоюза, выражая общее и солидарное мнение и серьезную обеспокоенность, обращается к вам с просьбой донести данные проблемы до депутатов Государственной Думы с надеждой о принятии решений по изменению ситуации». Что я сегодня и делаю, коллеги, и надеюсь быть услышанным даже теми, кто развлекается во время рабочего дня.

Надеюсь, коллеги, в этом зале есть десятка два депутатов, которые в своё время работали в школе. Мне пришлось тоже работать начинающим учителем, вести 27 уроков истории и обществознания в неделю. Уверяю вас, это нелегко даже для молодого парня, потому что самое трудное в учительской профессии – не дать урок, а подготовиться к нему. Не случайно Василий Сухомлинский любил повторять: чтобы дать ученику искорку знаний, учитель должен впитать море света! Ещё, между прочим, в советский период социологи посчитали, что при 21 уроке в неделю реальная рабочая неделя учителя истории составляла 48-50 часов, учителя литературы – под 60!

А теперь давайте вспомним данные Общероссийского народного фронта, здесь наверняка есть его члены. Средняя нагрузка российского учителя – 28 уроков в неделю, причём многие женщины постбальзаковского возраста ведут более 30 и даже, как мне сказали в селе, до 40 часов! В сельской школе часто просто некому работать. Давайте спросим себя: а когда им готовиться к урокам, когда им отдавать детям своё человеческое тепло, каково будет качество такого образования? Вот что реально стоит за победными реляциями о повышении учительской заработной платы.

Однако ещё хуже ситуация с зарплатой технического персонала в школах. Вот вам достоверные округлённые данные по городу Омску от профсоюзов. Школа: зав. библиотекой – 4180 рублей ставка, лаборант – 3300, секретарь-машинистка – 2900, дворник, сторож и так далее, уборщица – от 2000 до 2200. Да, доплачивают до прожиточного минимума. Но, во-первых, это делают за счёт стимулирующего фонда, и учителям потом нечем стимулироваться. Во-вторых, приходя на встречи с гражданами, я много раз говорил, что готов отвечать на любые вопросы, кроме одного – как прожить в моей любимой стране на минимальную заработную плату, пенсию или стипендию.

Коллеги, не деньгой единой жив педагог. По большому счёту миллионером не был никогда, но всегда справедливо считал свою профессию одной из главных в мире. Современная же политика лишает его не только материальных, но и моральных стимулов. В очередной раз вынужден говорить о дикой бюрократизации российской системы образования, особенно нетерпимой, потому что образовательные отношения есть только там, где личность действует на личность, в других случаях может быть дрессировка, обучение, но не образование. А мы постоянно слышим про услуги.

Берусь утверждать, что рыночная психология услуг разъедает саму основу образовательных отношений, убивает их живую душу.

Не случайно, повторю, директор школы из Краснодара сформулировал нам новый принцип образовательной политики: дети, уйдите из школы, не мешайте реализовать закон об образовании! Теперь эта шутка уже подтверждена официальными данными нашего Комитета по образованию. Цитирую, коллеги, доклад комитета: «За год общеобразовательные организации готовят до 300 отчетов, из которых около 80% первично заполняются непосредственно педагогическими работниками.

Например, в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа (без учёта высшего образования) в 2014 году было проведено 176 различных мониторингов и отчётов (свыше 11 тысяч 700 показателей): из них на федеральном уровне – 108 мониторингов и отчётов (10 тысяч 355 показателей); на региональном уровне – 68 мониторингов и отчётов (1346 показателей)». Коллеги, волосы дыбом не становятся?

А ведь избавление учителя от бессмысленной бюрократии не требует денег. Давайте сделаем хотя бы это, и нам скажут спасибо и, между прочим, поддержат, наверное, через год на выборах.

А вот вам фрагмент, коллеги, из выступления московского педагога, кандидата наук Марины Шишовой на «Родительских чтениях», которые мы только что проводили в этом здании 12 октября, цитирую: «Мы получили три мощных кризиса в одном. Во-первых, кризис мировоззренческий – полное отсутствие образа будущего. Во-вторых, этический и нравственный кризис. Наконец, психологический кризис. Как только гаснут глаза, начинается беда. Сегодня у тех же директоров, учителей опущены плечи, потухший взгляд, потеря увлеченности, веры в перспективу в целом.

Парадокс: зарплаты стали более-менее приличные, а люди всего боятся. Школа должна выпускать небоящихся, внутренне свободных людей. Раб не может воспитать свободного человека. Учитель не должен бояться, директор не должен бояться – они должны творить и искать вдохновение в своей профессии при работе с детьми». Это говорит педагог, задумайтесь об этом, коллеги.

Перехожу к предложениям.

Напомню, ещё весной текущего года все мы получили обращение делегатов съезда профсоюзов работников народного образования и науки. Напомню, в этом обращении было четыре требования.

Первое. Повысить заработную плату педагогам в соответствии с майскими указами.

Второе. Индексировать заработную плату всем работникам, в том числе и техническим, не ниже инфляции, это значит, не менее 25% за два года.

Третье. Индексировать стипендиальный фонд на те же 25%, примерно по уровню инфляции.

Обеспечить дополнительную поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на эти цели.

А теперь дополнительные требования сельских педагогов из письма из Азовского района Омской области.

«Повышение зарплаты педагогов не за счёт нагрузки, а за счёт увеличения окладов. Нормативы расчёта заработной платы педагогов должны ориентироваться на среднюю зарплату не в регионе, а в стране в целом.

Вернуть право педагогам дополнительного образования детей на досрочную пенсию. Снизить наполняемость кружков с 15-20 воспитанников до 11-12».

С удовольствием солидаризируюсь и с рекомендациями нашего комитета по дебюрократизации, для краткости перевожу их на простой язык. Чиновники должны брать информацию с сайтов образовательных учреждений, а не мучить педагогов бесконечными запросами.

Комплексные проверки. Провели одну перед учебным годом, и не трогайте учебные заведения в течение всего года, пусть нормально работают.

Коллеги, мы будем рассматривать законопроект «О статусе педагогического работника». В Омске я услышал от одного учителя замечательную фразу: детям нужны крылья и корни. Крылья – чтобы взлететь, а корни – чтобы не забыть, куда вернуться. Если ситуация не изменится, не будет ни того, ни другого, и все наши клятвы в любви к детям и педагогам 1 сентября и в День учителя окажутся, в лучшем случае, пустым звуком. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.