О преобразовании государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации

Депутатский запрос

Генеральному прокурору Российской Федерации В.В. Устинову

Уважаемый Владимир Васильевич!

В связи с многочисленными обращениями граждан прошу Вас дать поручения прокурорам субъектов Российской Федерации провести проверку законности имевшего место в ряде регионов, в частности в Тюменской области, преобразования государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации.

Данное преобразование фактически означает приватизацию государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, что прямо запрещено п. 13 ст. 39 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также как представляется, противоречит ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей бесплатность и общедоступность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

О результатах рассмотрения прошу сообщить в мой адрес.

С уважением, О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Смолину О.Н.

Уважаемый Олег Николаевич!

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение о преобразовании в Республике Бурятия и Тюменской области государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации (далее — АНО).

Установлено, что в Республике Бурятия последние не создавались. Указанные преобразования имели место на территории Тюменской области, где по решениям органов местного самоуправления и администрации области 155 муниципальных дошкольных образовательных учреждений были реорганизованы в АНО, 17 государственных дошкольных образовательных учреждений находятся в стадии реорганизации.

Эти действия согласуются с нормами ст.ст. 11.1, 29, 31, 34 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 (в ред. от 22.08.2004) «Об образовании» (далее — Закон), а также ст.ст. 2, 10, 13, 17 Федерального закона от 12.01.96 «О некоммерческих организациях», закрепляющих возможность преобразования государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации в порядке, предусмотренном органом исполнительной власти субъекта Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

Муниципальное имущество реорганизованных муниципальных дошкольных образовательных учреждений передано в автономные некоммерческие организации по договору безвозмездного пользования, что не противоречит ст. 209 ГК РФ. Фактов передачи государственного и муниципального имущества в собственность АНО не установлено.

Услуги по предоставлению в Тюменской области дошкольного образования, как до реорганизации образовательных учреждений, так и после нее, осуществляются безвозмездно.

Уставы названных организаций предусматривают, что их деятельность регулируется, в том числе Типовым положением, утвержденным постановлением администрации Тюменской области от 20.04.2004 № 32-пк «О мерах по организации предоставления дошкольного образования». Согласно пп. 2.7, 2.8 Типового положения одним из источников формирования имущества АНО являются бюджетные средства, выделяемые организации при получении на конкурсной основе муниципального заказа на предоставление дошкольного образования. При этом АНО обеспечивает предоставление бесплатных образовательных услуг в пределах программы дошкольного образования, разрабатываемой в соответствии с требованиями государственного стандарта, и объема выделенных бюджетных средств, рассчитанного в соответствии с нормативом бюджетного финансирования дошкольного образования.

В настоящее время в большинстве муниципальных образований проведены названные конкурсы. Все АНО, расположенные на их территории, стали победителями конкурса и с ними заключены муниципальные контракты.

Взимание АНО платы с родителей за содержание детей не противоречит п. 31, подп. 2 п. 45 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677. Согласно решению Верховного Суда РФ от 27.01.2003 № ГКПИ 02-1399 по гражданскому делу по жалобе Растимешина Д.В., оставленному без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 03.04.2003 № КАС 03-137, взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку плата в данном случае взимается лишь за содержание детей в таких учреждениях, а не за дошкольное образование.

По мнению Министерства образования и науки Российской Федерации, преобразование государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации не противоречит действующему законодательству. По информации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, за 2004/05 учебный год обращений по вопросам, касающимся преобразования государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации и нарушения в связи с этим прав участников образовательного процесса и работников данных образовательных учреждений, в Рособрнадзор не поступало.

Вместе с тем проверкой установлено, что вопреки требованиям п. 6 ст. 33 Закона, не все АНО, созданные в Тюменской области, имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. В связи с этим органами прокуратуры Тюменской области в отношении их руководителей возбуждено 11 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна), которые находятся на рассмотрении суда.

Оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования в настоящее время не имеется.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Г. Звягинцев


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (54 Кб), страница 2 (60 Кб).