О принятии мер по сохранению действующей системы льгот для абитуриентов-инвалидов при поступлении в профессиональные учебные заведения

Депутатский запрос

Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко

Уважаемый Андрей Александрович!

Согласно проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», размещённому на сайте Минобрнауки РФ, предполагается ликвидировать льготы, установленные в настоящее время для абитуриентов-инвалидов при поступлении в профессиональные учебные заведения. Взамен предлагается ввести, с одной стороны, возможность обучения на подготовительных отделениях (пункт 9 статьи 137), а с другой – так называемое преимущественное право на поступление при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (пункт 11 статья 137).

Данное предложение представляется принципиальной ошибкой по следующим причинам.

Во-первых, в советский период т.н. позитивная дискриминация в отношении права инвалидов на профессиональное образование не использовалась (абитуриенты с инвалидностью поступали в профессиональные учебные заведения на общих основаниях), однако в современной России она вполне логична. Если советская система образования была эгалитарной, т.е. направленной на обеспечение равных возможностей в образовании, то в постсоветский период, согласно заключению экспертов ОЭСР, неравенство образовательных возможностей превысило допустимые пределы. Соответственно, применение принципа «привилегии во имя равенства» стало абсолютно необходимым.

Во-вторых, доля инвалидов в составе населения России в настоящее время составляет около 10%. Доля детей-инвалидов от соответствующей возрастной когорты – около 2%. По сообщениям властей различных регионов, доля абитуриентов-инвалидов нигде не превышала 1,5%. Доля студентов-инвалидов от общего числа студентов – около 1%. Официальные данные о числе инвалидов, поступивших в высшие учебные заведения благодаря действующим льготам, отсутствуют. Однако экспертные опросы показывают, что в случае отмены льготы количество студентов-инвалидов сократится, минимум, в 3-4 раза. В таких условиях большая часть мер, намеченных Минобрнауки для развития профессионального образования инвалидов, становится бессмысленной.

В-третьих, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачу: «достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов». Между тем, по данным Счётной палаты РФ, в 1990 г. этот показатель составлял около 22%, а в настоящее время – 8%. Очевидно: возможности трудоустройства инвалида прямо связаны с его образованием, а сокращение числа инвалидов, получающих образование, при сокращении традиционных для России форм их занятости на предприятиях общероссийских общественных организаций приведёт к снижению доли работающих инвалидов и срыву в этой части реализации программы «Россия 2020».

В-четвёртых, названная выше доля абитуриентов-инвалидов применительно к общероссийскому уровню превращает в бессмыслицу утверждения о том, что инвалиды отнимают значительную часть бюджетных мест у здоровых студентов. Очевидно, что 1,5% абитуриентов или 1% студентов сделать этого не могут.

В-пятых, не выдерживают критики также утверждения о резком снижении качества образования в результате применения данной льготы. Например, по данным руководства МГТУ им. Баумана, качество подготовки инженеров с инвалидностью по слуху в бауманском университете – лидере отечественного технического образования – в среднем выше, чем здоровых студентов. Иными словами, при соответствующей организации учебного процесса наличие инвалидности у студентов не сказывается отрицательно на его результатах.

В-шестых, единственная реальная проблема, связанная с льготным приёмом инвалидов в вузы, состоит в следующем. В условиях системы ЕГЭ абитуриенты с инвалидностью, пользуясь правом подавать документы в несколько учебных заведений, претендовали (особенно в 2009 г., когда количество вузов не было ограничено) на обучение в наиболее престижных университетах страны. В таких университетах применительно к отдельным специальностям число абитуриентов-инвалидов действительно оказалось сравнимым с числом бюджетных мест. Однако решить данную проблему достаточно просто, предоставив Минобрнауки РФ право устанавливать квоты приёма абитуриентов с инвалидностью в отдельные вузы (например, МГУ и СПбГУ, федеральные и исследовательские университеты) по отдельным наиболее престижным специальностям на уровне, например, 10% (что соответствует доле инвалидов в составе населения). Таким образом, данная проблема может быть полностью снята.

Если льготы для абитуриентов-инвалидов не будут сохранены, отечественная образовательная система и страна в целом сделают очередной шаг в сторону, противоположную от цивилизованности, от гуманизма, от развития человеческого потенциала.

В этой связи, в соответствии со статьёй 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», убедительно прошу Вас организовать по данному вопросу специальное совещание с участием общероссийских общественных организаций инвалидов, их представителей в Государственной Думе ФС РФ и принять меры по сохранению действующей системы льгот для абитуриентов-инвалидов при поступлении в профессиональные учебные заведения.

С уважением, заместитель Председателя Комитета
Государственной Думы по образованию О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк министра образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России)

Заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину

О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации»

Уважаемый Олег Николаевич!

Минобрнауки России рассмотрело Ваше обращение, касающееся проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения равных возможностей при приеме в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования», и сообщает.

Размещенный на сайте Минобрнауки России текст законопроекта не является его окончательной редакцией. Доработка текста проекта продолжается с учетом поступающих предложений и замечаний членов рабочей группы и заинтересованной общественности.

Кроме того, Департамент профессионального образования Минобрнауки России готов принять участие в организации специального совещания для принятия мер по обсуждению действующей системы льгот при поступлении в профессиональные учебные заведения.

С уважением, А.А. Фурсенко


Электронная копия документа (31 Кб откроется в новом окне).