Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВажнейшие депутатские запросыОб обеспечении достойной человека оплаты труда работников бюджетной сферы

Об обеспечении достойной человека оплаты труда работников бюджетной сферы

Депутатский запрос

Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Направляю адресованные Вам обращения граждан по вопросу обеспечения достойной человека оплаты труда работников бюджетной сферы, подписанные 3049 работниками 154 бюджетных учреждений города Омска.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Россия определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако жизнь многих российских граждан нельзя назвать достойной, а сложившееся в России социальное неравенство перешло все разумные пределы. Говорить о свободном развитии человека в таких условиях не представляется возможным.

Например, по данным профсоюза работников народного образования города Омска, в образовательных учреждениях города установлены следующие ставки (оклады):

заведующий библиотекой – 4180 рублей;

лаборант – 3300 рублей;

секретарь-машинистка – 2900 рублей;

помощник воспитателя – 3649 рублей;

младший воспитатель – 3766 рублей.

Таким образом, эти ставки (оклады) даже меньше минимального размера оплаты труда, и учредителям приходится доплачивать таким работникам, чтобы их заработная плата достигла законодательно установленного минимального размера.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет 5554 рубля. В то же время размер прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в 2014 году, по оценкам Правительства Российской Федерации, составит 8354 рубля. По разным данным, на минимальную заработную плату – на средства ниже прожиточного минимума в России живут от 1 млн. 300 тысяч до 2 млн. 500 тысяч работающих. При этом общая численность граждан живущих на доходы, не превышающие прожиточного минимума, в 2013 году, согласно прогнозу социально-экономического развития, представленного Правительством России в Государственную Думу при принятии Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов», составила около 17 млн. 300 тысяч человек (12,4 процента общей численности населения России). Причем установленный в России минимальный размер оплаты труда составляет всего 19 процентов от средней заработной платы по стране – в социальных государствах Европы – 60 процентов.

Для сравнения, во Франции минимальная заработная плата равна 1100 евро, т.е. почти в девять раз больше, чем в России. При этом, во Франции в потребительскую корзину включается порядка 500 товаров и услуг, между тем как России – всего 19. Объяснить такое различие разной производительностью труда невозможно, поскольку во Франции она выше, чем в России, всего в два с половиной раза.

По официальным данным, так называемый децильный коэффициент (т.е. отношение доходов 10 процентов самых богатых граждан к доходам 10 процентов самых бедных) составляет в России 16. По оценкам бывшего директора НИИ статистики Росстата В.М. Симчеры, в действительности этот показатель колеблется между 28 и 36 – на уровне развивающихся стран Азии и Африки.

Однако гораздо важнее для понимания ситуации данные о состоянии наших супербогатых соотечественников. Так, по сообщению журнала «Форбс», в России один процент граждан владеют 71 процентом всего национального богатства. На оставшихся 99 процентов приходится менее одной трети. Ни одна страна «большой двадцатки» таких показателей не имеет.

Согласно расчетам швейцарского агентства Credit Suisse, в мире долларовые миллиардеры владеют двумя процентами всего богатства планеты. В России же 110 таких супербогачей распоряжаются 35 процентами всего национального богатства! Хуже ситуация только в некоторых островных государствах Латинской Америки, куда миллиардеры переводят свои состояния для уменьшения налогов.

Очевидно: это тот самый случай, когда богатство на одном полюсе порождает бедность на противоположном.

Вместе с тем, в подавляющем большинстве стран с развитой экономикой установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Среднеевропейский уровень налога на высокие доходы составляет около 50 процентов; во Франции с доходов, превышающих один миллион евро, взимается налог по ставке 75 процентов. При этом в России установлена плоская шкала (13 процентов) ставки налога на доходы физических лиц. Мало того, доходы от наследования, независимо от их размера, вообще освобождаются от налога. Многочисленные законопроекты оппозиционных партий об установлении прогрессивной шкалы подоходного налога неизменно отклонялись представителями партии «Единая Россия» в Государственной Думе.

В связи с изложенным прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, предоставить информацию о том, планирует ли и в какие сроки Правительство Российской Федерации изменить социально-экономическую политику так, чтобы она соответствовала конституционному принципу социального государства и обеспечивала бы социальную справедливость и достойную жизнь гражданам России, в том числе:

1) когда Правительство Российской Федерации предполагает установить минимальный размер оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;

2) что Правительство Российской Федерации предполагает предпринять для снижения социального неравенства в России;

3) предусматривает ли Правительство Российской Федерации проведение налоговой политики, отвечающей принципам социальной справедливости и социального государства, в том числе установление прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц и установление максимального размера дохода от наследования, который освобождается от налогообложения?

Приложение: пакет с обращениями.

С уважением, О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Правительства РФ

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Направляется ответ на Ваш депутатский запрос по вопросам установления минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, снижения социального неравенства и проведения налоговой политики, отвечающей принципам социальной справедливости.

Приложение: на 7 л.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации О. Голодец


Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Правительство Российской Федерации рассмотрело депутатский запрос от 26 декабря 2013 г. № ОС-2599/49676 об установлении минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, снижения социального неравенства и проведения налоговой политики, отвечающей принципам социальной справедливости и сообщает.

1. Об установлении минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения.

Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 421 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № ЗЗб-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5 554 рублей в месяц.

Статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации региональным соглашением. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте.

В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 ноября 2012 года № 1225-6 ГД Минтрудом России образована с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рабочая группа для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а также необходимых для этого изменений в законодательство Российской Федерации.

Состав рабочей группы утвержден приказом Минтруда России от 29 декабря 2012 г. № 653. В него вошли, в том числе член Комитета Совета Федерации по социальной политике А.А. Борисов и Председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов А.К. Исаев, сотрудники федеральных органов исполнительной власти, представители Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», Федерации независимых профсоюзов России и научных организаций.

В рамках деятельности рабочей группы проводится анализ различных вариантов повышения минимального размера оплаты труда, включая правовые и экономические аспекты.

Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее соответственно - Генеральное соглашение, Стороны) предусмотрено проведение консультаций сторон соглашения по вопросам обеспечения минимального размера оплаты труда и поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного статьей 133 Кодекса.

2. О снижении социального неравенства в России, оплате труда в бюджетной сфере.

Для снижения социально-экономического неравенства и бедности осуществляются меры по повышению заработной платы, пенсий, пособий и других социальных доплат, социальной поддержке отдельных групп населения.

Кроме того, в Генеральном соглашении указано, что Стороны к числу основных приоритетов государственной политики в сфере экономического развития относят, в том числе формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности.

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. на повышение оплаты труда отдельных категорий работников из федерального бюджета было выделено в 2013 году 47,1 млрд. рублей на повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, а также выделено 100 млрд. рублей на дотации бюджетам субъектов Российской Федерации. На повышение заработной платы работникам федеральных учреждений сферы науки гражданского назначения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и медико-социальной экспертизы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены средства в размере 80,2 млрд. рублей на 2014 год, 126,5 млрд. рублей на 2015 год, 171,6 млрд. рублей на 2016 год.

В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрены средства на частичную компенсацию дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на повышение оплаты труда отдельным категориям работников в соответствии с названными указами Президента Российской Федерации в размере 120,0 млрд. рублей в 2014 году, 130,0 млрд. рублей в 2015 году и 150,0 млрд. рублей в 2016 году.

Кроме того, внимание уделяется материальному обеспечению пенсионеров.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 21Э-ФЗ с 1 января 2010 года всем лицам, имеющим общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года, произведена переоценка пенсионных прав, и расчетный пенсионный капитал увеличен на 10%. Кроме того, расчетный пенсионный капитал повышен на 1% за каждый полный год работы до 1 января 1991 года.

Размер прибавки зависит от имеющегося «советского» трудового стажа.

Ежегодно осуществляется индексация трудовых пенсий с учетом роста цен на потребительские товары.

В 2012 году трудовые пенсии проиндексированы дважды, в целом на 10,65%.

С 1 февраля 2013 года трудовые пенсии проиндексированы на 6,6%, с 1 апреля 2013 года - на 3,3 процента.

Кроме того, с 1 января 2010 года решена проблема доведения минимального уровня материального обеспечения пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором пенсионер проживает, путем установления к пенсии соответствующих социальных доплат согласно статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, реализация которой позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости.

Одной из основных задач развития пенсионной системы является обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Намечается производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа.

С учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности страхового (трудового) стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств, до 35 лет.

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предлагается предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет установления специального порядка перерасчета пенсионных прав. В перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы.

Реализация предлагаемых мероприятий позволит в долгосрочной перспективе осуществить переход к новой системе формирования пенсионных прав исходя из требования сбалансированности пенсионных прав и обязательств по выплате пенсий. При этом изменение системы формирования пенсионных прав должно осуществляться при условии сопоставимости обязательств, складывающихся как в условиях действующего законодательства, так и нового законодательного регулирования.

Инвалидам, ветеранам войны и труда, некоторым другим категориям граждан предоставляются ежемесячная денежная выплата и государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 апреля 2013 года ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, проиндексированы на 5,5%.

Семьям, воспитывающим детей, предоставляются государственные пособия и различные меры социальной поддержки. Детские пособия подлежат ежегодной индексации. С 1 января 2014 года данные пособия увеличились на 5%.

С 1 января 2007 года семьи, в которых родился (усыновлен) второй или последующий ребенок, имеют право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. Размер материнского капитала в 2013 году составлял 408,9 тыс. рублей, в 2014 году - 429,4 тыс. рублей.

Малоимущим гражданам и некоторым другим социально уязвимым категориям населения оказывается адресная государственная социальная помощь в соответствии нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и государственными региональными программами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перед органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления стоит задача повышения результативности адресных программ для бедных граждан.

Система социальной поддержки развивается. Внедряется система социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи.

Данная технология предусматривает, что малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности, оказывается более весомая материальная поддержка в том случае, если будет заключен социальный контракт, принята индивидуальная программа социальной адаптации. В числе мероприятий программы могут быть: поиск работы; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование; занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью; ведение личного подсобного хозяйства.

С учетом положительных результатов эксперимента, проведенного в 2010-2011 годах в 17 субъектах Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации, подготовлен и принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», предусматривающий оказание государственной помощи на основании социального контракта.

Нормативные правовые акты, предусматривающие оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, должны быть приняты во всех субъектах Российской Федерации.

В результате принимаемых мер по повышению денежных доходов и обеспечению социальной защиты граждан доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, по прогнозу, снизится с 11,0% в 2012 году до 10,0% в 2016 году. Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% наиболее богатых и 10% наименее бедных граждан) может сократиться с 16,4 раза в 2012 году до 14,2 раза в 2016 году.

В дальнейшем, по мере улучшения экономического положения и с учетом финансовых возможностей государства продолжится осуществление мер, направленных на повышение доходов населения и социальную поддержку отдельных категорий граждан, что позволит обеспечить рост благосостояния населения и снижение бедности.

В рамках своих полномочий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают дополнительные меры социальной поддержки социально уязвимых категорий населения.

В части вопроса о прожиточном минимуме для трудоспособного населения направляем данные о величине прожиточного минимума, в том числе для трудоспособного населения, в целом по Российской Федерации за I, II и III кварталы 2013 года.

3. О введении прогрессивной налоговой ставки налога на доходы физических лиц и установлении максимального размера дохода, полученного в порядке наследования, освобождаемого от налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Генеральным соглашением предусмотрено, что Стороны обязуются рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц.

В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц Налоговым кодексом Российской Федерации установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. При этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ и оказанием услуг, установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.

Следует учитывать, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков за счет легализации оплаты труда многими работодателями способствовало увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц основана на сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков так и бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.

0дновременно отмечаем, что согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года) в долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и установление максимального размера дохода, полученного в порядке наследования, освобождаемого от налогообложения, не планируется.

Министр труда и социальной защиты
Российской Федерации М.А. Топилин


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (20 Кб), страница 2 (40 Кб), страница 3 (59 Кб), страница 4 (55 Кб), страница 5 (55 Кб), страница 6 (56 Кб), страница 7 (57 Кб), страница 8 (18 Кб).