Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВажнейшие депутатские запросыОб обоснованности внесения изменений в уставы образовательных организаций высшего образования

Об обоснованности внесения изменений в уставы образовательных организаций высшего образования

Депутатский запрос

Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову

Уважаемый Дмитрий Викторович!

По имеющейся информации, в настоящее время по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации вносятся изменения в уставы ряда федеральных бюджетных образовательных учреждений высшего образования, в отношении которых оно осуществляет функции учредителя, предусматривающие исключение процедуры выборов ректора.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководитель образовательной организации может избираться общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации.

На наш взгляд, отказ от избрания ректоров противоречит принципу автономии высших учебных заведений.

Прошу Вас проинформировать, чем обосновано внесение изменений в уставы образовательных организаций высшего образования, исключающие процедуру выборов ректора.

С уважением, О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Министерства образования и науки РФ
(Минобрнауки России)

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

О внесении изменений в уставы
образовательных организаций высшего образования

Уважаемый Олег Николаевич!

Минобрнауки России рассмотрело Ваше обращение по вопросу о внесении изменений в уставы образовательных организаций высшего образования и сообщает.

Изменения в уставы федеральных образовательных учреждений высшего образования (независимо от типа учреждения - бюджетное или автономное), в отношении которых Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - образовательные организации высшего образования, подведомственные Минобрнауки России), обусловлены требованиями статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) о приведении в соответствие с нормами Закона об образовании наименований и уставов образовательных учреждений не позднее 1 января 2016 года, а также части 7 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) о приведении в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона) учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона, при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Внесение изменений происходит в соответствии с федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539, подпунктом 5.5.2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466.

Статья 51 Закона об образовании устанавливает основы правового статуса руководителя образовательной организации. Часть 1 указанной статьи определяет способы приобретения статуса руководителя конкретным лицом, а именно, что руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации может быть избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации или быть назначенным учредителем образовательной организации (также руководитель образовательной организации назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, а также назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

Статья 28 Закона об образовании устанавливает правовой статус образовательной организации. Образовательная организация наделена Законом об образовании автономией и свободой в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам. Автономия в указанном смысле определяется в части 1 статьи 28 Закона об образовании как самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Таким образом, положение о том, что ректор образовательной организации высшего образования назначается учредителем из числа кандидатов, прошедших аттестацию в установленном порядке, сроком до пяти лет, включаемое в уставы образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, не противоречит Закону об образовании.

Дополнительно сообщаем, что часть 4 статьи 51 Закона об образовании определяет, что кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию, за исключением руководителей, назначенных на должность Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя государственной образовательной организации, подведомственной Минобрнауки России, в настоящее время установлены Положением об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Комиссия; положение утверждено приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2006 г. № 288, зарегистрировано в Минюсте России 13 декабря 2006 г. № 8585). В соответствии с пунктом 4.1 указанного Положения кандидатуры на должность ректора представляются в Комиссию ученым советом образовательной организации.

С учетом изложенного, Минобрнауки России считает, что организации высшего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами образовательных организаций имеют необходимые права и полномочия самостоятельно определять порядок выдвижения и выборов кандидатов на должность руководителя образовательной организации, подведомственной Минобрнауки России, для прохождения кандидатами обязательной аттестации в соответствии с требованиями Закона об образовании.

Заместитель министра А.А. Климов


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (43 Кб), страница 2 (58 Кб), страница 3 (47 Кб).