Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыПротокольные поручения: госдума пятого созываО мерах, принимаемых по защите прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта

О мерах, принимаемых по защите прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта

Протокольное поручение Комитету ГД по транспорту

По предложению депутатов Государственной Думы О.Н. Смолина, И.И. Мельникова, А.В. Ломакина-Румянцева, М.Б. Терентьева

В связи с многочисленными отказами авиакомпании «Сибирь» в перевозке инвалидов поручить Комитету Государственной Думы по транспорту запросить в Генеральной прокуратуре Российской Федерации информацию о мерах, принимаемых по защите прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по транспорту Государственной Думы РФ пятого созыва

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

В связи с протокольным поручением Государственной Думы от 27 февраля 2009 г. (протокол № 118) направляю Вам для распространения среди депутатов информацию, поступившую из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, о мерах, принимаемых по защите прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта.

Инициаторы протокольного поручения – депутаты Государственной Думы О.Н. Смолин, И.И. Мельников, А.В. Ломакин-Румянцев и М.Б. Терентьев мною уведомлены.

Приложение: на трех листах.

С уважением, председатель Комитета С.Н. Шишкарёв


Официальный бланк Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Председателю Комитета Государственной Думы по транспорту Шишкареву С.Н.

Уважаемый Сергей Николаевич!

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение в связи с протокольным поручением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о предоставлении информации о мерах, принимаемых органами прокуратуры по защите прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта.

По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации органами прокуратур субъектов Российской Федерации, транспортными прокурорами проведены проверки, в ходе которых установлено следующее.

В нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в большинстве субъектов Федерации органы местного самоуправления, транспортные организации, независимо от организационно-правовых форм, не создают условий инвалидам для беспрепятственного пользования всеми видами общественного транспорта.

Расходы на приспособление транспортных средств для беспрепятственного доступа к ним инвалидов в бюджетах муниципальных образований, как правило, не предусматриваются, что свидетельствует о неисполнении полномочий по вопросам местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Имеют место случаи, когда не выделяются денежные средства на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов из бюджетов субъектов Российской Федерации (Карачаево-Черкесская Республика, Архангельская, Новгородская, Орловская, Тульская области).

Отсутствие финансирования зачастую связано с тем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не используют право разработки, утверждения и реализации региональных и местных программ в области социальной защиты инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта. Вместе с тем, большинство действующих программ носят декларативный и формальный характер, так как предусматривают выделение незначительных средств на их реализацию либо вообще не обеспечены финансированием.

Наиболее характерными, помимо недостаточного финансирования со стороны органов местного самоуправления, являются нарушения, допускаемые транспортными организациями, связанные с ненадлежащим оборудованием автостанций, железнодорожных станций, автовокзалов, остановок необходимыми приспособлениями для обеспечения беспрепятственного пользования инвалидами всеми видами транспорта либо отсутствием таковых (республики Башкортостан, Марий Эл, Чувашская Республика, Пермский, Ставропольский края, Амурская, Костромская, Нижегородская, Омская, Псковская, Самарская, Смоленская, Тульская, Ярославская области и др.), а также транспортных средств (республики Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Хакасия, Амурская, Воронежская, Калужская Курганская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Томская, Тульская области, Чукотский автономный округ и др.).

Всего по выявленным нарушениям прокурорами внесено свыше 2000 представлений, объявлено более 80 предостережений, направлено около 150 заявлений в суд о признании незаконным бездействия администраций муниципальных районов и городов, транспортных предприятий, не обеспечивших право инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта, возбуждено 130 дел об административных правонарушениях по ст. 9.13 (уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов обьектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур) КоАП РФ и 11.24 (организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов) КоАП РФ.

Вопросы устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов находятся под контролем прокуратур субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, в целях неукоснительного соблюдения прав инвалидов на беспрепятственное и доступное пользование общественным транспортом, представляется необходимым разработать федеральную целевую программу, предусматривающую выделение денежных средств на приобретение специального автомобильного транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов.

По поводу фактов отказов ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в перевозке инвалидов установлено, что инвалиду-колясочнику Присецкой Н.И. было отказано в перевозке на основании требований п. 3.10.4 ст. 3.10 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов ОАО «Авиакомпания «Сибирь», утвержденных 18.02.2008 приказом генерального директора авиакомпании, ограничивающих перевозку инвалидов-колясочников без сопровождающего лица. По результатам рассмотрения протеста, принесенного 31.07.2008 Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте в адрес руководства авиакомпании, в данный пункт Правил внесены изменения, ограничение по перевозке инвалидов-колясочников снято.

Этой же прокуратурой директору авиакомпании 26.02.2009 внесено представление в связи с отказом в перевозке инвалида по зрению Обиуха П.А., основанием которого явилось нарушение уполномоченным агентом по реализации авиаперевозок – ОАО «Туристическая компания «РусАэро» порядка бронирования и оформления перевозки данной категории пассажиров. По результатам рассмотрения представления руководством авиакомпании прекращено сотрудничество с названным агентом, доступ к ресурсу мест авиакомпании в автоматизированных системах бронирования ему закрыт. С целью недопущения подобных нарушений впредь ОАО «Авиакомпания «Сибирь» разработана Технология по бронированию и оформлению авиабилетов для специальных категорий пассажиров, которая направлена всем уполномоченным агентам по реализации авиаперевозок.

Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксман


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (25 Кб), страница 2 (41 Кб), страница 3 (51 Кб), страница 4 (15 Кб).