Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыОлег смолин: убеждений не меняю!3. работа

3. Работа

Настоящая депутатская работа - это не рисовка перед телекамерами и тем более не драки в парламенте, а ежедневный, без выходных, изматывающий душевные и физические силы труд по двум главным направлениям: законодательство и помощь конкретным людям и коллективам.

Законодательство

Идя в парламент, я понимал, что в эпоху развала с помощью законов защитить права работников и тех, кто нуждается в социальной помощи, невозможно и тем не менее, насколько возможно, пытался смягчить удар.

Я не пошёл, как другие омские депутаты, за исключением Сергея Бабурина, ни в Комитет по международным делам (хотя за границей приятно), ни в Комитет по организации работы Думы (хотя работа там непыльная). Я занимался именно тем, чем обещал избирателям, хотя и понимал, что лавров это не принесет. Более того, найдутся люди без чести, помогавшие развалу, против которого я боролся, а потом меня же и спросят: почему Вы были в парламенте, а в стране так много бедных, нищих и малообразованных? Я знал на что иду, но делал свое дело, сколько хватало сил.

Главными направлениями моей работы на протяжении пяти лет были образование и социальная защита.

Законодательство об образовании

Это моя основная парламентская специальность: сначала я работал членом Комитета по науке, образованию и культуре Верховного Совета России, а затем - председателем Подкомитета по образованию и подготовке кадров аналогичного Комитета Совета Федерации. За это время не было, пожалуй, ни одного крупного законодательного акта в области образования, над которым мне так или иначе не приходилось бы работать.

Так, знаменитый Указ Президента N 1 о первоочередных мерах развития образования готовил наш Комитет. И если бы Президент выполнил свой собственный Указ, хотя бы частично, жизнь учителей, преподавателей, воспитателей - всех работников образования, жизнь школьников, студентов, да и родителей тоже была бы заметно лучше.

Когда нам объяснили, что Указ Президента N 1 - документ не экономический, а политический (то есть пропагандистский), мне на VI и VII съездах народных депутатов России (апрель, декабрь 1992 г.) удалось добиться поправок к постановлениям, которые обязывали Президента выполнить, наконец, его собственный первый Указ. В промежутке между съездами в июле 1992 года Верховный Совет России принял Закон Российской Федерации "Об образовании", в числе основных разработчиков которого значился и депутат Смолин. Закон дополнял и усиливал меры по защите образования, определённые Указом N 1. Когда же Правительство отказалось выполнять и Закон, мы обратились в Конституционный Суд, однако его решению помешал расстрел парламента в октябре 1993 года.

43 статья Конституции, которая считается у нас принятой, завела в тупик законодательство об образовании, ибо разрешает брать деньги за старшие классы школ и ПТУ, зато обещает всем бесплатные детские сады, техникумы и колледжи, причём без конкурса. Пытаясь защитить систему образования, права детей и родителей, мы провели через Совет Федерации и внесли в Государственную Думу проект изменений к действующему Закону "Об образовании", в котором:

  • гарантируется общедоступность и бесплатность среднего общего и начального профессионального образования;
  • запрещается приватизация учреждений образования: школ, техникумов, ВУЗов;
  • ограничивается развитие платного высшего образования и особенно
  • вытеснение им образования бесплатного;
  • защищаются трудовые права учителя;

В июле 1995 г. он был принят обеими палатами, но в августе Президент наложил на него вето.

Одновременно нами подготовлен и Думой в первом чтении принят проект Закона "О высшем и послевузовском образовании". Законом закрепляются права каждого студента аккредитованных вузов на отсрочку от армии, каждого успевающего студента - на стипендию, а для профессорско-преподавательского состава минимально ставка оплаты труда устанавливается не ниже 8-кратного прожиточного минимума, определенного законом.

Нами подготовлен также проект Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья".

Летом 1995 года вместе с двумя депутатами Совета Федерации я внес в Государственную Думу проект Закона "О порядке определения средней ставки (должностного оклада) работников образовательных учреждений", который подробно по месяцам и числам каждого квартала описывает, что именно обязано делать Правительство, чтобы Указ N1 и статья 54 Закона РФ " Об образовании", устанавливающие размеры оплаты труда в этой сфере, неукоснительно исполнялись. Теперь никто не сможет сказать, что депутаты не предложили механизма реализации Закона, хотя и без того в странах, где правительство подотчетно парламенту, устанавливать механизм реализации - это его прямая обязанность.

Два депутата Совета Федерации, в том числе и Олег Смолин, внесли также в Государственную Думу проект Закона, устанавливающий право педагогических работников одновременно получать полную пенсию по выслуге лет и полную заработную плату.

Надеюсь, что у парламента под занавес работы хватит характера все эти предложения принять.

Одним из главных итогов моей работы считаю следующее: если несмотря на многократные попытки правительства провести массовую приватизацию образования, мы сумели этого не допустить, если большинство наших детей учатся бесплатно, а система образования не развалена так, как машиностроение или лёгкая промышленность, то я могу спокойно смотреть в глаза землякам.

Наука, культура, средства массовой информации

Вместе с другими депутатами работал над проектом Закона "О науке и научно-технической политике", внес множество предложений, большая часть которых была принята. Проект устанавливает, в частности, что расходы на науку в стране должны составлять не менее 4% расходной части федерального бюджета. От имени Совета Федерации проект Закона внесен в Государственную Думу, но, к сожалению, пока он "тонет" в согласованиях.

В составе профильного Комитета Совета Федерации мне удалось поработать над проектами законов "О музейном фонде и музеях России" и "О реституции культурных ценностей". Первый из них в отличие от закона, представленного правительством, категорически запрещает передачу культурных ценностей из государственных музеев в частные коллекции, то есть разбазаривание нашего культурного наследия. Проект необходим потому, что нынешнее правительство России практически не ведет активной работы по возвращению культурных ценностей, вывезенных из Советского Союза фашистами в годы Великой Отечественной войны и частью изъятых у них другими странами Запада, тем не менее охотно передает на Запад те произведения искусства, которые стали трофеями Советской армии в 1944 -1945 гг. Наш закон кладет конец такой односторонней и антинагосударственной политике. Стоит заметить тут же, что при разработке Основ законодательства России о культуре Верховный Совет России принял наше предложение об установлении ставок и окладов оплаты труда работников этой сферы на уровне работников образования соответствующей квалификации. Так что выступая за реализацию Указа N 1 и Закона России "Об образовании", мы тем самым пытаемся помочь не только учителям, преподавателям, но также библиотекарям, клубным работникам и артистам.

На II, III, VIII, IX съездах народных депутатов России, в Верховном Совете и в Совете Федерации я предлагал поправки к постановлениям и законам о средствах массовой информации. Суть поправок проста: государственные средства массовой информации приватизации не подлежат; они должны быть равно доступны различным политическим партиям и движениям, а руководство их подотчетно законодательной власти. Интересно, что против такой позиции до VII съезда выступал Руслан Хасбулатов, а после расстрела парламента и формирования Совета Федерации - Владимир Шумейко. В результате в апреле 1993 года зомбированная часть народа голосовала как ей велели "да-да-нет-да", а в декабре 1993 года - за Конституцию, которую практически никто не читал, но теперь все мучаются. Само собой разумеется, что и в Комитете, и на заседаниях Совета Федерации я активно поддерживал Закон "Об экономической поддержке районных и городских газет" и добивался преодоления вето, которое на этот закон наложил Президент.

Но все законы ничего не стоят без денег. Понимая это, ежегодно при разработке федерального бюджета наш Комитет настаивал на увеличении приблизительно в два раза расходов на образование, науку, культуру, медицину, средства массовой информации. Когда мне стандартно отвечали, что денег нет и в комиссиях, и с парламентской трибуны я возражал одно и то же: при этой политике денег не будет никогда - значит нужно изменить политику. Прекратите вывоз капитала по 9 триллионов рублей в месяц, сократите бюрократию, перестаньте даром и по дешевке разбазаривать народную собственность, введите новые налоги, а главное остановите развал производства - тогда деньги найдутся наверняка.

Социальная защита

Работники города

На II, III, VI, VII съездах народных депутатов России мною предлагались поправки к Конституции и Постановлениям, которые сделали бы трудовые коллективы хозяевами на своих предприятиях. Поправки не прошли. В результате многие предприятия разваливаются, растаскиваются или скупаются "новыми русскими".

Весной 1994 г. я внес в Государственную Думу поправку к Кодексу законов о труде, которая требует, чтобы все социальные льготы и пособия устанавливались в зависимости от общего трудового стажа работников, а не от непрерывного стажа, как сейчас. В условиях массовой безработицы, банкротства и закрытия предприятий необходимость поправки очевидна. Она затрагивает интересы многих миллионов людей, поддержана Министерством социальной защиты. Но по непонятным мне причинам предложение пока не удается "продавить" через Государственную Думу.

Селяне

Специалистом по сельскому хозяйству себя не считаю, хотя в деревне родился и провел лучшие годы. Хуже всего, когда люди из города начинают учить крестьян, как им жить и хозяйствовать. Разделяю мнение аграрников о том, что без возрождения села страну возродить не возможно. Поэтому практически всегда выступал за предложения аграрной фракции в Верховном Совете и Комитета по аграрной политике в Совете Федерации. Зная об этом, аграрное движение области и поддержало мою кандидатуру. В двух случаях, однако, я предложил собственные законодательные инициативы по проблемам села.

  1. По предложению нашего Комитета была принята поправка к Закону "О социальном и культурном развитии села", которая устанавливает для сельского учителя надбавку к заработной плате в 25%. Поправка затрагивает интересы не только образования, но и каждого селянина: не будет школы - не будет и деревни.
  2. На II съезде народных депутатов России я предложил к Конституции поправку, которая разрешала продавать дачные и приусадебные участки, но запрещала спекуляцию землей. Эта идея заложена в проект Земельного кодекса. Я решительный противник свободной купли-продажи земли в России. Поэтому выступал против нового Гражданского кодекса в особенности его 17 главы и выступаю против предложения Премьера Черномырдина о референдуме по земельному вопросу. Распродадим землю - потеряем Родину!

Пенсионеры

Во время работы в парламенте я не только каждый раз голосовал за законопроект и поправки других депутатов, улучшающие положение наших пенсионеров всех категорий, но и сам внёс несколько десятков таких поправок. Назову лишь некоторые наиболее важные.

  • поправки, предусматривающие повышение пенсий тем, кто оставил работу в 70-80-ые годы, до уровня современных пенсий. В результате долгой работы с Минитерством социальной защиты и Пенсионным фондом похожие предложения включены сейчас в правительственную концепцию реформы пенсионного обеспечения;
  • поправка, предусматривающая начисление районной надбавки (в Омской области - 15 %) ко всем пенсиям, а не только к минимальным и максимальным как сейчас. Поправка затрагивает интересы 9 из 10 пенсионеров-омичей. Бьюсь за неё более трёх лет. Лишь в последнее время удалось получить поддержку в Государственной Думе;
  • поправка, требующая, чтобы работнику, незаконно уволенному на последнем году перед начислением пенсии и восстановленному судом, сумма компенсации за вынужденный прогул учитывалась при назначении пенсии. Поправка внесена по инициативе омской пенсионерки В.Я.Лукьянчиковой, но полтора года не рассматривалась Думой под обещания включить её в большой пакет предложений к пенсионному законодательству.

С 1992 года, когда появилась гайдаровская "Программа углубления экономических реформ", я выступаю против повышения пенсионного возраста и намерения отнять пенсии у работающих. Ни за то, ни за другое я не проголосую никогда.

Ветераны

Я не входил в число главных разработчиков федерального закона "О ветеранах", но сделал к нему многочисленные предложения, среди которых назову лишь два главных.

  1. В первоначальном тексте законопроекта по непонятным причинам были забыты блокадники Ленинграда. Организация омских блокадников обратилась ко мне и справедливость была восстановлена.
  2. По предложению ряда депутатов, в том числе и Смолина, Совет Федерации обращался в Государственную Думу с просьбой решить проблему ветеранов 1927 года рождения - людей, которые были призваны в армию в 1945 году, в большинстве своем в боях не участвовали, но прослужили 7-8 лет в условиях, нередко приближенным к боевым. Ссылаясь на отсутствие денег, Правительство просило отложить решение проблемы на более поздний срок и Дума, к сожалению, с Правительством согласилась.

Инвалиды

Над законом "О социальной защите инвалидов" я работал с самого начала его подготовки. Закон уже был принят в первом чтении Верховным Советом, когда Верховный Совет был распущен, а затем расстрелян. При новом парламенте Президент дважды этот закон отклонял. Закон необходим: во-первых, он не даёт правительству возможности отнять у инвалидов существующие социальные гарантии; во-вторых, он вводит гарантии дополнительные, среди которых, например, право на льготный проезд не только с 1 октября по 15 мая, но один раз ежегодно в летний сезон.

Многодетные

О демографической катастрофе в России уже говорилось выше. Крестьянки на ферме в селе Кейзес Седельниковского района прямо говорили мне: "Зачем рожать детей, плодить нищету?" Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, я вносил предложения хотя бы на период кризиса признать многодетными в России семьи с 3 и более детьми со всеми вытекающими отсюда последствиями по социальным льготам. Если мы этого не сделаем, вымирание нации будет продолжаться.

Военнослужащие

В составе Комитета Верховного Совета России по делам инвалидов, ветеранов войны и труда и социальной защите военнослужащих мне удалось поучаствовать в подготовке проекта Закона "О статусе военнослужащих", который, как известно, содержит немало статей, обеспечивающих социальную защиту солдат и офицеров. Но выполняется, как и другие законы социальной направленности, весьма плохо. Помня известную формулу Клаузевица: кто не хочет кормить свою армию - будет кормить чужую, я практически по всем вопросам оборонного законодательства, и в особенности по бюджету, поддерживал предложения Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, возглавляемого генералом Петром Ширшовым . Но было и одно исключение. В отличие от большинства депутатов Совета Федерации, я проголосовал за то, чтобы парням, призванным в Вооруженные Силы на полтора года, срок службы до двух лет не продлевался и чтобы право на отсрочку для сына одинокого престарелого родителя было сохранено. При этом я исходил из того, что, во-первых, менять правила игры во время игры нельзя, государство должно строго выполнять свои обязательства. Во-вторых, на мой взгляд, если мы увеличим численность армии при нынешнем ее финансировании, это пойдет не на пользу, а во вред. Солдаты и офицеры будут еще хуже накормлены, обуты, одеты, вооружены. Начинать укреплять армию надо не числом солдат, а, прежде всего, достойным бюджетным финансированием.

Когда меня спрашивают: зачем вы принимаете законы, которые не исполняются или исполняются плохо? - я всегда отвечаю: во-первых, Закон "О ветеранах", к примеру, уже частично исполняется и постепенно будет работать в полном объеме; во-вторых, социальная защита и современный курс экономического развала несовместимы. Поэтому отказываться нужно не от социальной защиты, а от нынешнего курса и от правительства, которое его проводит.

Помощь конкретным людям и коллективам

Пожалуй, самая тяжёлая форма работы - депутатские приёмы. Когда удаётся решить проблемы, с которыми к тебе приходят, - это большая, но не частая радость. И пусть простят меня те, кому помочь не удалось. В каждом случае делаем всё, что возможно. Но возможностей и власти хватает далеко не всегда. Вот лишь ничтожная часть конкретных вопросов, которыми приходилось заниматься.

Я помогал заводу транспортного машиностроения (бывший завод Октябрьской революции), когда он полностью выполнил государственный заказ, но не получал за это денег. Обращение к первому вице-премьеру России Олегу Сосковцу, его грозная резолюция в Министерство финансов позволили решить проблему лишь частично.

Я помогал производственному объединению "Полёт": передал письмо от прежнего руководства завода в руки Ивану Рыбкину вместе с моими дополнительными пояснениями. В ответ получено обещание включить "Полёт" в федеральную программу развития ракетнокосмической техники и выделить на это финансовые средства.

Я помогал и помогаю омскому метрополитену. Иногда приходится слышать: лучше бы эти деньги потратили на другое. Однако нельзя забывать, что, во-первых, это деньги из федерального, а не из местного бюджета и, если они не попадут в Омск, то будут пущены на содержание московского аппарата или на что-нибудь другое в том же роде, во-вторых, что город уже сейчас задыхается от транспортных проблем и без метро через 10 лет задохнётся окончательно, в-третьих, это новые рабочие места, заказы проектным организациям и ученым. Бюджет многих тысяч омских семей будет пополняться за счет метрополитена.

На личном приёме министр культуры Евгений Сидоров обещал депутату Смолину дополнительно миллиард рублей на оснащение нового здания библиотеки им. Пушкина. Однако обещание до сих пор не выполнено, ибо само Министерство культуры финансируется очень плохо, и на все мои вопросы, когда же поступят деньги, в Министерстве отвечают: когда прекратится война в Чечне.

Вот уже третий год я специально занимаюсь проблемами информационного обеспечения инвалидов и добиваюсь соответствующей строки в федеральном бюджете. Благодаря этому специальные библиотеки почти бесперебойно снабжены " говорящей книгой". Кстати, за рубежом такую книгу читают и вполне здоровые люди, это очень удобно. В 1995 году специальные школы и библиотеки стали получать новейшую технику совместного производства, которая позволяет синтезировать речь и на местах распечатывать необходимые читателям материалы.

Один и совместно с другими депутатами я обращался в высокие инстанции по вопросам финансирования завода им.Баранова, обеспечения автомобилями органов внутренних дел, строительства и оснащения школ на Московке, Петровской, Калининской и других.

Вот уже пятый год я стучусь в разные инстанции с идеей превращения Иртышской набережной выше впадения Омки в зону отдыха и в качестве первого шага - с предложением о закрытии на ней автомобильного движения. За эти годы степень сочувствия была разной, но решение проблемы каждый раз откладывалось до появления еще одной транспортной магистрали, которая бы разгрузила проспект Маркса.

Работая с городской и областной администрациями, мне удалось помочь многим тысячам омских инвалидов и малообеспеченных сохранить льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, нескольким десяткам - получить землю под садовые участки.

Удалось помочь сотням онкологических больных перенести остановку у онкологического диспансера в более удобное место.

За прошедшие годы несколько сот омичей, остро нуждающихся в социальной помощи, главным образом, ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов, афганцев, чернобыльцев с моей помощью улучшили жилищные условия, установили телефоны, получили группы инвалидности, соответствующие состоянию здоровья, восстановились на работе, получили пусть скромные, но всё же пособия на жизнь.

Чаще всего ошибаются насчёт кандидатов в депутаты те, кто смотрит на него как на "доставалу", который в состоянии решить личные проблемы каждого. "Ты построишь нам дом"- тогда за тебя проголосуем. В такой ситуации честный человек отвечает: деньги не у меня в руках, но постараюсь помочь. Проходимец же бьёт себя в грудь и кричит: конечно, да. Увы, верят нередко именно ему. История Мавроди, да и иных омских депутатов тому пример. В итоге мошенник всегда предаёт тех, кто продавал ему свои голоса. Не покупайтесь, да не продаваемы будете! Кому-то депутат сможет помочь, но он прежде всего не "добытчик", а законодатель и человек с позицией.