Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыОлег смолин. в интересах омичейЗащита прав народов россии

Защита прав народов России

Проведя детство в Казахстане, я хорошо знаю, что популярные рассуждения о Советском Союзе как “тюрьме народов” - это прямая ложь или пропагандистский треск. По национальностям мы тогда не делились, а моими товарищами детства были не только русские, но и казахи, украинцы, евреи и немцы. С тех пор я был и остался интернационалистом, последовательно выступая:

  • против любого национализма: как русский человек - прежде всего против русского, но точно так же и против казахского, татарского, немецкого, еврейского и любого другого;
  • за полное равенство прав и возможностей для всех народов и национальностей моей страны.

Считаю, что нужно четко отделить патриотизм как любовь к своему народу от национализма как пренебрежения к другим народам. Патриотизм - необходимое условие возрождения России; любой национализм, в т.ч. и русский, - стимул к ее распаду. Этим и определялась моя позиция по национальным отношениям в Госдуме. Вот лишь несколько примеров.

  1. Национально-культурная автономия. В 1996 г. я голосовал за Федеральный Закон “О национально-культурной автономии”. Несмотря на некоторые его недостатки, Закон закрепил право граждан на создание объединений по национально-культурному признаку на экстерриториальной основе. В соответствии с Законом, граждане свободно определяют свою принадлежность к той или другой национальности, а сама автономия основывается на принципах самоуправления и предполагает государственную поддержку развития языка, культуры, традиций и обычаев граждан всех национальностей, живущих в России. Разумеется, Закон не решил всех национальных проблем, однако сделал важный шаг в правильном направлении.
  2. Осуждение национализма. В Госдуме я регулярно голосовал за все документы, осуждающие националистические действия и высказывания (включая антисемитские) за исключением тех проектов, авторы которых пытались использовать национальный вопрос в интересах межпартийной борьбы. Последовательно осуждая национализм, я хорошо понимаю, что порождают его не только и, может быть, не столько митинговые трибуны, сколько глубочайший экономический кризис и бесконечные драки “олигархов” в эфире телекомпаний ОРТ и НТВ. В таких условиях далеко не всегда удается объяснить людям, что нельзя переносить социальные и политические проблемы в плоскость национальных отношений.
  3. Северный Кавказ. Хотя это сейчас не модно, я остаюсь противником начала Чеченской войны, считаю ее грубейшей ошибкой “команды” Б. Ельцина, - ошибкой, хуже преступления. Вместе с тем - хоть это и звучит жестоко - уверен: в августе 1996 г. мир можно было заключать лишь после того, как боевики Басаева и Хоттаба были бы уничтожены в Грозном. Теперь за обе эти роковые ошибки нам предстоит еще расплачиваться не год и не два. Очень надеюсь, что у моих земляков хватит доброты и здравого смысла, чтобы не переносить ненависть к бандитам на ни в чем не повинных людей “кавказской национальности”. На самом деле национальностей на Кавказе много, а традиции у них, как и у нас, богатые и в основном гуманные.
  4. Участие в законодательстве. Собственно законодательная работа в области национальных отношений связана для меня в основном с проблемами языка.

Во-первых, работая над Законом об образовании, Законом о высшем и послевузовском образовании, другими законопроектами, мы принципиально решили вопрос о языках обучения. В Российской Федерации все должны обучаться государственному русскому языку, но при этом в республиках устанавливаются и собственные государственные языки, а каждый гражданин при наличии возможностей имеет право на обучение на родном языке. Кстати, российская школа остается одной из самых многоязычных в мире: преподавание в ней ведется на 32 языках.

Во-вторых, при моем участии нашим Комитетом и Комитетом Госдумы по культуре разработан первый проект Федерального Закона “О русском языке”. Мы уверены, что русский язык - одна из главных соединительных тканей нашего Отечества. Помимо всего прочего в последнее время, когда на многих радиостанциях и телекомпаниях язык все более засоряется вульгаризмами, вопрос этот имеет и принципиальное культурное значение (см. раздел “Наука, культура, информация”).

В заключение скажу еще раз: национальный вопрос в России - это прежде всего порождение кризиса. Но, может быть, нам стоит почаще вспоминать, что в Великую Отечественную войну общие беды нас не разъединяли, а сплачивали?..