Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыОлег смолин. в интересах омичейБюджетники

Бюджетники

Как уже говорилось, работники бюджетной сферы обнищали в результате “реформ” еще более, чем работники материального производства. По уровню оплаты труда работники здравоохранения, науки, образования, культуры и сельского хозяйства занимают соответственно 5-е, 4-е, 3-е, 2-е и 1-е место снизу. Если уже в 70-80-е гг. в ходу была шутка: “В СССР, чтобы мало получать, надо долго учиться”, то новая власть довела ситуацию до полного абсурда. Ниже всего ценится в стране труд тех, кто лечит, учит, просвещает и должен обеспечить будущее научно-технического прогресса.

Моя позиция состоит в том, что уровень зарплаты тех, кто работает с живыми людьми, должен быть никак не ниже заработной платы работающих в материальном производстве. Так обстоят дела в наиболее индустриально развитых странах. В противном случае все разговоры о переходе в будущем к постиндустриальному или информационному обществу - ложь или пустой треск. Для того, чтобы хоть немного продвинуться к этой цели, предпринимались усилия троякого рода.

Во-первых, через поправки к Закону о прожиточном минимуме - см. раздел “Бедные”.

Во-вторых, через Закон “О средней ставке...” - см. раздел “Образование”. Внося этот Закон, мы вовсе не собирались искусственно противопоставить работников образования медикам, работникам науки. культуры, социальным работникам. Напротив, мы прекрасно понимали, что это лишь одно звено цепи, за которое удобнее всего тянуть. Формально не отменен самый “престижный” Указ Президента, нормы которого закреплены и усилены действующими законами. Но совершенно очевидно, что вслед за системой образования оплата труда должна была подняться и во всех других секторах бюджетной сферы.

В-третьих, едва ли не с десятой попытки Госдуме и Совету Федерации удалось принять Федеральный Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, которым ставка I разряда ЕТС определена в 110 рублей. Все предыдущие варианты Закона отклонялись либо Советом Федерации, либо Президентом. На сей раз вето Президента удалось преодолеть, причем не только в нижней, но и в верхней палате Парламента. Закон существенно помог техническому персоналу, всем начинающим и другим работникам бюджетной сферы имеющим низкие разряды по Единой тарифной сетке. Их нищенская заработная плата поднялась почти в 2 раза, но жить на нее по-прежнему невозможно. В отношении других работников, имеющих более высокие разряды, Правительство произвело очередную манипуляцию и сократило коэффициенты Единой тарифной сетки. В результате ожидаемого повышения зарплаты они не дождались.

Разумеется, я активно поддерживал этот Закон, а по поводу манипуляций с коэффициентами направил запрос в Правительство. Однако хочу повторить еще раз, что действительное решение вопроса возможно лишь при другом экономическом курсе.

Особо стоит сказать о бюджетниках села. Для них дважды удалось сделать то, чего для горожан, к сожалению, добиться мы не смогли.

  1. С 1990 г. действует Закон “О социальном развитии села”, по которому к заработной плате сельских бюджетников установлена надбавка в размере 25 %. Тогда это положение было принято в результате нашей поправки, и до сих пор, слава Богу, оно не отменено. Спасибо администрациям, которые Закон исполняют (говорю вполне серьезно, хотя в правовом государстве это вызвало бы смех!). Пока работаю в Парламенте, отменить эту норму Закона не дам. В Омской области благодаря этой норме поддержку получили 16,5 тыс. человека.
  2. Аналогичным образом только для сельских медиков удалось принять Закон, дающий возможность тем из них, кто имеет 25-летний стаж, получать пенсию за выслугу лет, продолжая работать по специальности.

По сути этот Закон пришлось принимать дважды. После принятия первой редакции органы социальной защиты трактовали понятие “сельская местность” таким образом, что включали в него и поселки городского типа (как правило, районные центры). Затем медикам в районных центрах зарплату платить перестали. Последовали обращения профсоюзов медицинских работников и самих врачей из разных концов Омской области. Мне удалось не только выступить на пленарном заседании Госдумы в поддержку Закона, но и провести серьезную работу с членами Совета Федерации - благо, там осталось немало знакомых из числа депутатов Совета Федерации первого созыва.

В Черлакском районе от одного из медиков я услышал, что пенсию за выслугу лет ему дал Президент! Увы, это глубокое заблуждение: Президент отклонял оба Закона, и только нашими усилиями они вступили в силу. Мы пытались и будем пытаться расширить круг медиков, получающих пенсию за выслугу лет, на работников города. Во всяком случае, пока работаю в Парламенте, и этот Закон отменить не дам.

Этот Закон дает поддержку более чем 6100 медицинским работникам Омской области. Работу по защите интересов работников бюджетной сферы намерен продолжать и дальше.