Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыОлег смолин. в интересах омичейДети

Дети

При всей своей банальности утверждение о том, что дети - наше будущее, даже в “новой” России отнюдь не перестало быть истиной - скорее, наоборот. А вот другое, некогда тривиальное утверждение - “Все лучшее - детям!” - к стыду нашему, безнадежно забыто. Наряду с пенсионерами, дети стали едва ли не главными жертвами “реформ”, причем в двояком смысле. С одной стороны, за чертой бедности оказались большинство семей с двумя и более детьми. С другой - многие семьи “приветствовали реформы” резким снижением рождаемости по принципу: “Зачем плодить нищету!”. В результате на 1 тысячу человек в 1990 г. родилось 13,4 детей, в 1994 - 9,6, в 1997 - 8,6.

Демографическая политика правых либералов и созданных ими организаций типа “Российской ассоциации планирования семьи” все эти годы реально сводилась к принципу: богатые должны плодиться и размножаться, а бедные - уберегаться. А поскольку усилиями тех же либералов богатых у нас становится все меньше, а бедных - все больше, результатом такой политики может быть лишь полная и окончательная победа “реформ” над детьми.

О моем участии в работе Госдумы по защите интересов детей сказано в разделах “Образование”, “Инвалиды”, “Бедные”. Помимо этого стоит отметить следующее.

1. Детские пособия

Разработчиком Федерального Закона “О пособиях гражданам, имеющим детей” я не был. Однако, во-первых, в свое время способствовал его прохождению через Совет Федерации; во-вторых, работая с Правительством, приложил немало усилий к тому, чтобы Закон исполнялся - к сожалению, почти без результата; в-третьих, участвовал в законодательных инициативах, направленных на дополнительную поддержку детей из малообеспеченных семей.

Пожалуй, не было ни одного месяца работы Госдумы, когда бы на пленарных заседаниях не ставился вопрос о выплате детских пособий. По этому поводу в Думу неоднократно приглашались заместители председателя Правительства О.Н. Сысуев и В.И. Матвиенко, а в федеральные законы о бюджете на очередной год регулярно включались статьи, требующие от Правительства определить источники и представить графики погашения задолженности по детским пособиям.

В ответ Правительство заявляло: заплатить детские пособия всем невозможно; сократите количество семей, которые имеют на него право, и тогда начнем платить. Госдума пошла навстречу Правительству. Был принят специальный Закон, по которому право на детские пособия сохранили семьи, имеющие душевой доход не выше 2-х прожиточных минимумов (ныне по любой методике более 1,5 тысячи рублей на человека). Закон вступил в силу, но обещания Правительства остались словами: долги по детским пособиям растут.

К чести Госдумы стоит сказать, что она не пропустила другие антисоциальные правительственные законопроекты, предусматривавшие, в частности, снижение возраста детей, на которых выплачиваются пособия, сокращение пособия по беременности и родам и т.п.

Разумеется, голосованиями и выступлениями я поддерживал все решения, направленные на усиление социальной поддержки семей с детьми, и активно выступал против всех законопроектов, которые могли бы ослабить действующие законодательные гарантии такой поддержки. Наряду с другими законопроектами, я поддержал законодательную инициативу депутата Т.В. Плетневой и стал ее соавтором в подготовке законопроекта, предусматривающего введение для семей с душевым доходом ниже прожиточного минимума специального пособия в размере 1 минимальной заработной платы на каждого ребенка специально для подготовки детей школьного возраста к учебному году. Разумеется, мы понимаем, что на одну “минималку” ребенка в школу не соберешь, но хотим оказать хоть какую-то дополнительную помощь малообеспеченным семьям. Разумеется, Совет Федерации Закон отклонил. Сейчас готовимся к преодолению вето.

2. Другие формы законодательной поддержки семей с детьми

Помимо беспрерывных попыток решить вопрос о детских пособиях, нам удалось принять несколько законов, направленных на поддержку семей с детьми. В том числе:

  • увеличить отпуск по беременности и родам в случаях многоплодной беременности в дородовой период с 70 до 84 дней;
  • снизить налоговую нагрузку на работающих с годовым доходом до 30 тысяч рублей, а в особенности на тех, у кого годовой доход не превышает 10 тысяч рублей при одновременном увеличении совокупного дохода, с которого производятся необлагаемые налогом ежемесячные вычеты на содержание детей и иждивенцев;
  • ввести для детей, нуждающихся в лечении, бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Практически ежегодно Госдума увеличивала расходы федерального бюджета на осуществление таких программ как “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Дети-инвалиды”, “Дети Севера”, “Одаренные дети”, “Дети-сироты”, “Молодежь России” и других аналогичных им федеральных программ.

Еще в декабре 1996 г. вступил в силу Федеральный Закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в работе над которым я также принимал участие, в особенности в части права таких детей в области образования. Именно эти права, включая внеконкурсный приме в учебные заведения, полное государственное обеспечение в них, повышение стипендии в полтора раза и др., плохо ли, хорошо ли, но исполняются на местах. Что же касается трудовых и жилищных прав, в т.ч. права на внеочередное предоставление жилья, то в этой части исполнение Закона фактически сорвано. Бывшие дети-сироты, получив образование, сплошь и рядом оказываются выброшенными в чужой и враждебный мир. Некоторые из них просто гибнут, а другие частью пополняют армию бедняков, а частью - криминальные структуры. Здесь, как и во многих других случаях, пора принимать уже законы не о дополнительных социальных гарантиях, но об ответственности чиновников за неисполнение уже принятых законов.

Много сил и времени было затрачено мною на работу над Федеральным Законом “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”. Закон устанавливает право на 50-процентную скидку со стоимости проезда по России на междугородном транспорте к месту назначения и обратно учащимся очно в государственных и муниципальных школах, а также государственных ПТУ при условии, что среднедушевой доход в семье не выше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В период с 1 октября по 15 мая скидка предоставляется неоднократно, в период с 16 мая по 30 сентября - один раз ежегодно. В условиях бешенного повышения цен на билеты Закон призван хоть немного помочь детям из малообеспеченных семей увидеть свою страну, возможность отдохнуть летом.

Хотя в последнее время представители Правительства начинают говорить о некоторых положительных изменениях, связанных со снижением детской смертности и даже повышением рождаемости, уверен: без качественного изменения государственной политики в отношении семей с детьми уже не только многие семьи, но и нация в целом окажется бездетной. А бездетная нация - это нация без будущего.