Ветераны

В свое время, работая в Совете Федерации, я не мог быть одним из главных разработчиков Федерального Закона “О ветеранах”. Однако, во-первых, немало сделал для того, чтобы Закон прошел через верхнюю палату Парламента; во-вторых, регулярно направлял запросы в Правительство по исполнению различных статей Закона; в-третьих, не только голосовал, но и публично выступал против предложений Правительства, которые предусматривали сокращение социальных гарантий для ветеранов труда; наконец, в-четвертых, с самого начала вносил и продолжаю вносить многочисленные предложения по улучшению этого Закона. Ключевыми направлениями работы Госдумы и моей собственной законодательной работы по отношению к ветеранам считаю следующие.

1. Ветераны труда. Принятие Закона “О ветеранах” считаю одним из важных достижений российского Парламента вообще и своим — в частности. Вместе с тем, на мой взгляд, звания “Ветеран труда” заслуживают, конечно, не только те, кто получил одноименную медаль или другие знаки отличия, но и множество ничем не награжденных тружеников, буквально на руках своих поднимавших страну от сохи до космической ракеты. Поэтому я вносил сам и всеми силами поддерживал любые предложения, направленные на расширение круга людей, которые по Закону могли бы получить звание “Ветеран труда”.

За первые два года работы Госдума второго созыва 4 раза принимала новую редакцию статьи 7 Федерального Закона “О ветеранах”, и 4 раза ее отклоняли то Совет Федерации, то Президент. Между тем, если бы Закон был подписан, власть хоть отчасти выполнила бы свой долг перед пожилыми людьми: по Закону звание “Ветеран труда” смогли бы получить все мужчины с 40-летним и женщины с 35-летним трудовым стажем, а те, кто работал на вредных производствах — и при стаже работы на 5 лет меньше. Отклонение Закона еще раз показало, что ветераны президентской “команде” не нужны, как не нужны ей пенсионеры, инвалиды, дети — все, кто нуждается в социальной защите.

Отчаявшись решить проблему целиком, Госдума пошла по линии частичных решений. Одним из них стала редакция статьи 7, предложенная в порядке законодательной инициативы Законодательным собранием Омской области. Она предусматривает возможность получить звание “Ветеран труда” лишь той части людей с большим трудовым стажем, кто начинал работать в период Великой Отечественной войны. Мы, естественно, поддержали инициативу Законодательного собрания Омской области и его депутата Андрея Алехина, который обосновывал необходимость принятия Закона в Госдуме. Кстати, на тот случай, если бы какие-то обстоятельства помешали А.А. Алехину попасть в Москву, я имел от Законодательного собрания Омской области документ с правом представлять Закон. Такого рода сотрудничество с Законодательным собранием Омской области и его депутатами мы поддерживаем на регулярной основе.

Закон практически не требовал денег: каждый год тысячи и тысячи наших ветеранов находят себе место в гамзатовском журавлином строю, а значит число их непрерывно уменьшается. Однако и этот Закон Президентом был отклонен. Мне снова пришлось выступать в Госдуме, убеждая депутатов преодолеть президентское вето. К счастью, на сей раз удалось набрать 2/3 голосов и в Совете Федерации, а следовательно, Закон вступил в силу.

Долгие месяцы местные органы власти не исполняли Закон, ссылаясь на то, что Президент спустя столько времени после его принятия все еще не определил порядок присвоения звания новым ветеранам труда. Мною было направлено письмо в адрес Президента с просьбой ускорить необходимое решение или подтвердить, что порядок определяется по старым правилам. Только 25 сентября 1999 г. Президент подписал Указ № 1270, дающий ход новому Закону. Однако под Указ не попали те, кто начинал трудовую деятельность в период войны с Японией, а также те, кто подтверждает начало работы в период Великой Отечественной войны не документами, а свидетельскими показаниями.

Если по прежнему Закону только в Омской области звание “Ветеран труда” и соответствующие социальные гарантии имеют около 300 тысяч человек, то новый Закон прибавит к ним еще до 15 тысяч. Это еще один реальный результат нашей работы в Парламенте.

2. Блокадники. В свое время я был одним из авторов законодательных предложений, на основе которых ленинградские блокадники были внесены в Федеральный Закон “О ветеранах”. Однако место, которое они в нем занимают, явно не соответствует подвигу ленинградцев и перенесенным страданиям. Президент Ельцин издал даже Указ от 18.01.94 № 163 “О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью “За оборону Ленинграда” и знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, согласно которому на блокадников должен быть распространен режим пенсионного обеспечения и другие социальные гарантии, установленные для участников Великой Отечественной войны, однако Указ не исполняется до сих пор. На основании обращения секции блокадников Совета ветеранов Омской области мною внесен проект Закона, суть которого как раз и заключается в том, чтобы президентский Указ исполнялся. Однако несмотря на многочисленные переговоры с руководством Комитета по делам ветеранов и предложение на пленарном заседании Госдумы, по причинам, о которых я расскажу ниже, этот Закон, как и другие инициативы в области законодательства по делам ветеранов, на пленарное заседание Госдумы так и не вынесен. Уже несколько лет чувствую себя без вины виноватым.

3. Ветераны 1927 года рождения. Еще в период работы в Совете Федерации вместе с коллегами мы обращались в Правительство и Госдуму с просьбой решить проблему ветеранов 1927 года рождения, которые были призваны в армию в 1945-м, в боях второй мировой войны поучаствовать не успели, но прослужили по 7-8 лет в условиях, нередко приближенных к боевым. Ссылаясь на отсутствие денег, Правительство постоянно просило отложить решение проблемы на более поздний срок, и вопрос пока решить не удалось.

4. Участники боевых действий на территории России. В настоящее время статус и социальные гарантии участников боевых действий на территории других государств, плохо ли, хорошо ли, Законом отрегулирован.

Хуже обстоит дело с теми, кто участвовал в боях на территории России, и прежде всего в Чеченской войне. Федеральный Закон “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” предусматривает для них некоторые меры социальной поддержки, а дополнения к его 5-ой статье от 19 января 1997 г. эту поддержку усиливают. В частности:

  • время выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного (т.е. внутреннего) характера засчитывается — 1 месяц военной службы за 3 месяца;
  • участники боевых действий в таком конфликте вне конкурса принимаются в военные образовательные учреждения и учреждения МВД;
  • путевки в лечебно-оздоровительные учреждения предоставляются им в первоочередном порядке;
  • на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных во время таких конфликтов, распространяются права и льготы, установленные законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны и т.п.

Однако я не считаю, что даже на законодательном уровне вопрос “закрыт”, и одну из своих задач на ближайшее время вижу в том, чтобы более надежно защитить военнослужащих, которых страна посылает воевать в “горячие точки” на своей территории.

5. “Дети войны”. Предложения к Федеральному Закону “О ветеранах”, предусматривающие социальные гарантии для детей тех, кто погиб в период Великой Отечественной и других войн, вносились мной неоднократно. В 1997 г. группой депутатов при моем участии был даже разработан и внесен в Госдуму специальный законопроект, который должен был приравнять детей, получивших инвалидность в результате ранений и заболеваний в период Великой Отечественной войны, к инвалидам Великой Отечественной войны. Однако законопроект так и не был рассмотрен Госдумой. В настоящее время такая же поправка внесена мною к новой редакции Федерального Закона “О ветеранах”, принятого в первом чтении. Среди многих других, буду отстаивать ее на пленарных заседаниях Госдумы.


Сравнительно низкая эффективность нашей законодательной работы в области социальной защиты ветеранов, как уже говорилось, вызвана прежде всего антисоциальной позицией президентско-правительственной “команды”. Вместе с тем мне кажется, что и руководство Комитета по делам ветеранов, к которому я отношусь с большим уважением, и которое, без сомнения, проводит громадную работу, совершило одну стратегическую ошибку. Ошибка эта связана с тем, чтобы не выносить на пленарное заседание Госдумы следующую законодательную инициативу, связанную с ветеранами до тех пор, пока не удастся добиться подписания Президентом предыдущего Закона. Мне же кажется, что бить надо было по всем возможным участкам “фронта”: не удается “пробить” Президента по ветеранам труда — выносим вопрос о блокадниках; не удалось с блокадниками — выносим ветеранов 1927 года; не удалось с ветеранами 1927 года — выносим детей войны и т.д. Такая стратегия кажется мне более правильной по двум причинам. Во-первых, в отношении какой-то категории ветеранов может набраться 2/3 голосов в Совете Федерации, и тогда Закон вступит в силу вопреки Президенту. Во-вторых, люди, по крайней мере, будут знать, что о них помнят и пытаются сделать для них все, что возможно.

В настоящее время на рассмотрение Госдумы вынесена новая редакция Федерального Закона “О ветеранах”. Все предложения, о которых здесь шла речь, и многие другие поданы мною в качестве поправок к Закону. За них я буду биться, сколько хватит сил. Быть может, хотя бы перед выборами удастся помочь еще каким-то группам людей, которые, безусловно, это заслужили.