Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета РФ;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыОлег смолин. в интересах омичейIi.3. только для вас, земляки

II.3. Только для Вас, земляки

Пожалуй, самая тяжелая форма работы - это депутатские приемы. Популярный сатирик как-то заметил, что проще разговаривать с сотней людей, у которых все есть, чем с одним, у которого ничего нет. За прошедшие три с половиной года те, у кого все есть, на приемах практически не появлялись. Зато пришло более 3 тысяч тех, у кого ничего нет.

Подобно тому, как Госдума - это Парламент, пораженный в правах, так и депутат Думы имеет едва ли половину возможностей депутата Верховного Совета прежних времен. Тогда добросовестный депутат поедет в Москву, походит по Госплану и министерствам - глядишь, в округе строится школа, больница или дорога. Позвонит начальнику - глядишь, нуждающемуся дают вне очереди квартиру и т.п. Сейчас все иначе. И поэтому, когда удается решить проблемы, с которыми к тебе приходят люди, - это большая, но не частая радость. И пусть простят мне те, кому помочь не удалось: в каждом случае делал все, что возможно. Но возможностей и власти хватает далеко не всегда. Вот лишь ничтожная часть конкретных вопросов, которыми приходилось заниматься только в самые последние годы.

Бюджет

Любой уважающий себя депутат, ежегодно работая над бюджетом России, не забывает об интересах своего региона. Греха в этом не вижу: делаешь ведь не для себя, а для людей. Ежегодно перед началом работы над бюджетом я стремлюсь встретиться с губернатором области и договориться о совместных действиях по защите интересов региона. Здесь политические различия для меня значения не имеют: мы все омичи, и в защите интересов нашей области должны быть едины. Еще более тесно в подобных вопросах сотрудничаем с администрацией города Омска.

Случилось так, что в правительственном проекте бюджета на 1999 г. трансферта Омской области предполагалось не давать вовсе. Посчитали по какой-то новой методике и решили, что мы достаточно богаты. В этой критической ситуации администрация области и депутаты Совета Федерации работали через Правительство, а мы со своей стороны - через Госдуму. Объединившись с депутатами других областей, обделенных Правительством, мы потребовали исправить положение, угрожая в противном случае провалить бюджет. Совместные усилия дали результат: в бюджете появился трансферт для Омской области в размере 317 с небольшим миллионов рублей. Чтобы оценить эту работу, надо вспомнить, что месячный фонд заработной платы для всех бюджетников города и области составляет около 120 млн. рублей. Следовательно, если бы решить вопрос не удалось, задержки заработной платы бюджетникам Омской области могли быть еще, по крайней мере, на два с половиной месяца больше.

По предложению начальника паспортно-визовой службы УВД Омской области С.Е. Метелева я обращался в МВД, Администрацию Президента и в конце концов внес поправку в федеральный бюджет, предусматривающую выделение отдельной строкой денег на обеспечение граждан России новыми паспортами. Для Омской области это имеет особое значение, поскольку у нас довольно много беженцев, вынужденных переселенцев и тех, кто просто хочет жить в России, а не, например, в Казахстане. Уже после того, как деньги в бюджет были заложены, пришлось поработать с МВД для того, чтобы в первую очередь бланки новых паспортов пришли и к нам. К сожалению, хотя деньги в бюджете заложены, Министерство поставило вопрос на коммерческую основу, предложив гражданам оплачивать расходы с тем, чтобы на вырученные деньги снова печатать бланки и т.д. Но далеко не у всех омичей есть даже 100 рублей для того, чтобы получить новый паспорт. Тем не менее к началу августа в Омскую область пришло 75 тысяч бланков, а значит столько же граждан получили возможность полноценно оформить личные документы.

Прибавлю к этому, что в разные годы удавалось получить дополнительные деньги для Омской области через бюджет дорожного фонда, через федеральные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы и по другим каналам.

Образование

Помогать омичам, которые учатся и учат, мне удавалось не только при помощи законов, но и в результате непосредственной работы с Минобразованием, Минфином и другими структурами.

Не было года, чтобы я не помогал омским ВУЗам, техникумам и ПТУ в проведении взаимозачетов. Объемы были разные, но в целом, по нашим оценкам, хоть небольшие, но реальные результаты от этой работы получили около 113 тысяч человек.

Достаточно регулярно приходилось заниматься и “вытаскиванием” денег из федерального бюджета на заработную плату и отпускные учителям. Совместно с омскими депутатами С.О. Зензиной и А.К. Никитиной мы были по этому поводу у тогдашнего заместителя министра финансов В.Б. Христенко, где получили твердое обещание, что будут выделены дополнительные деньги в качестве бюджетной ссуды для омских учителей. Зимой - весной 1999 г. я имел по этому поводу неоднократные беседы с В.И. Матвиенко. В том, что области и городу дали дополнительную ссуду и напряжение в учительских коллективах немного ослабло, есть доля и моего труда. О бесконечных телефонных звонках, письмах, телеграммах уже и не говорю.

За прошедшие годы мне удалось помочь нескольким омским ВУЗам получить лицензии или повысить свой статус при государственной аккредитации. Так, например, при вполне достойных показателях Министерство долго затягивало решение вопроса о присвоении Омской госакадемии путей сообщения университетского статуса. Пришлось поработать с министром и его заместителями, чтобы вопрос был решен положительно. А это не просто новая вывеска: это более престижные дипломы для студентов, а в перспективе - более приличное государственное финансирование для ВУЗа.

Только в 1998 г. на основании моих обращений различные учреждения Омской области получили: будущий детский дом в Ачаире - микроавтобус, спецшкола - автомобиль, специальное профессиональное училище - мини-прачечную, Исилькульское управление образованием - компьютер с принтером, копировальный аппарат, набор физкультурного оздоровительного оборудования, набор факультативного игрового оборудования “Аконит”.

На 1 сентября 1999 г. на основании моих заявок Омской области выделены: мини-прачечная для спецшколы, микроавтобус для Центра практической психологии при Главном Управлении образования администрации Омской области.

Принято также решение и в ближайшее время в город и область придут средства:

  • для остро нуждающихся в капитальных вложениях школ “Порт-Артура” № 100, 68 и 114 - 400 тысяч рублей;
  • для завершения строительства Ивановского детского дома - 500 тысяч рублей;
  • для Черлакского детского дома - медицинское оборудование.

Слава Богу, есть в нашем городе и фирмы, которые готовы помогать народному образованию, причем тогда, когда есть возможность, а не тогда, когда руководитель фирмы вдруг начинает хотеть стать депутатом. Одна из таких фирм - Сибэнергохим. При помощи этой фирмы мы оснастили сверлильно-фрезерными станками 10 школ города и области на общую сумму более 120 тысяч рублей. Около 5 тысяч ребят получили возможность приобрести очень полезные в жизни навыки и сделать много доброго своими руками.

Одно свое обещанием омичам я пока не выполнил. Речь идет о 300 компьютерах, которые были предназначены для Омской области и уже находились на таможенном складе в Москве. К сожалению, московская таможня объявила, что это не гуманитарная помощь, а техническое оборудование, и потребовала заплатить пошлины. Ни у нас, ни у Министерства образования денег на пошлины, конечно, не было, и компьютеры ушли в другую страну. В настоящее время вопросы по таможне решены, и наши партнеры из Дойче-банка собирают новую партию компьютеров. Кроме того, Правительством России принято распоряжение о замене компьютеров в государственных учреждениях в связи с наступлением 2000 г. и передаче освободившихся компьютеров в сельскую школу. Я направил письмо на имя министра образования и получил ответ, согласно которому компьютеры из центра будут направлены и в нашу область. Не могу назвать точную дату, но обещание выполню.

Особая тема - военные учебные заведения и кафедры. Мы, как могли, пытались спасти Высшее общевойсковое командное училище: писали письма и запросы, вели переговоры с Министерством обороны, приняли даже специальное Постановление Госдумы. Никакие уговоры не помогли, а необходимого Закона тогда еще не было (см. раздел “Образование”). Единственное, что удалось сделать, - это помочь вовремя открыться Кадетскому корпусу: Постановление Правительства не успевало в срок, а наша работа с В.И. Матвиенко помогла ускорить решение вопроса.

В бюджет 1999 г. удалось заложить небольшие дополнительные средства на строительство школы и дома для преподавателей и сотрудников Омского танкового инженерного института. В настоящее время начальная школа уже открыта. Удалось также частично решить проблему долгов бюджета перед преподавателями военной кафедры Омского государственного технического университета.

Надеюсь, что с принятием новой редакции Закона “О моратории...” “реформа” (читай - ликвидация) военных учебных заведений будет значительно затруднена, и мы сумеем сохранить их потенциал для будущей России.

П.О. “Полет”

Пожалуй, это самый удачный пример нашего сотрудничества с конкретным предприятием. Для “Полета” я работаю давно: писал письма, предлагал поправки в бюджет, организовывал обращения на имя премьера от бывшего председателя Госдумы И. Рыбкина и от нынешнего Г. Селезнева. Руководителям “Полета” даже как-то сказали в Правительстве, что уже замучились отвечать на письма О. Смолина, которые приходят каждые две недели. Мы приняли даже специальное Постановление Государственной Думы “О мерах по обеспечению функционирования глобальной навигационной спутниковой системы “ГЛОНАСС”.

Количество перешло в качество после того, как мне ценою больших усилий и благодаря личным связям удалось привести руководство “Полета” на прием к Юрию Маслюкову. После его подписи на документах завод получил 7,6 миллиона рублей (около двух месячных фондов заработной платы), право напрямую работать с иностранными партнерами, минуя сомнительную контору под названием “Пусковые услуги”, решение о выделении денег на лицензирование самолета АН-3 и поддержку по вопросу о сохранении завода в государственной собственности. К сожалению, Ю. Маслюков ушел вместе с Е. Примаковым. Но нам удалось повстречаться с новым зампредом Правительства, отвечающим за оборонный комплекс И.И. Клебановым. После этого заводу на закупку комплектующих было выделено более 14 миллионов рублей. Общая сумма денег, полученных “Полетом” при моей помощи - около 22 миллионов рублей. Среди них - практически безнадежные долги за работу 1996-97 г. За счет этих денег люди получили хоть какую-то зарплату, детские пособия, а главное - работу. Не случайно руководство и профком завода “Полет” заявили о безоговорочной поддержке О. Смолина на выборах в Госдуму. Если общими усилиями нам удастся сохранить одно из лучших в России ракетно-космических предприятий - ради одного этого стоило все эти годы мучиться, тратить здоровье и силы.

Другие омские промышленные предприятия

С омской ассоциацией промышленников и предпринимателей мы поддерживаем деловые отношения. После встречи с руководителями ассоциации я неоднократно передавал предложения омских промышленников в Правительство России и руководителям фракций Госдумы. В последний раз мы обсуждали эти предложения, направленные на поддержку предприятий с длительным циклом воспроизводства, с зампредом Правительства И. Клебановым и встретили сочувственный прием с его стороны. К сожалению, пока, за исключением робких шагов Правительства Е.М. Примакова, реально для отечественной промышленности делается очень мало.

Правительства В.С. Черномырдина и С.В. Кириенко среди других намеревались приватизировать и такие омские предприятия как “Сибирские приборы и системы” и НПО “Прогресс”. Работая с Комитетом Госдумы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, нам удалось исключить предприятия омской оборонки из программы приватизации. Сделано это было по предложению коллективов самих предприятий. Сам я тоже уверен, что оборонный комплекс должен оставаться в государственной собственности.

В конце октября 1999 г. мне удалось пробиться на прием к зампреду Правительства И. Клебанову с директором завода “Трансмаш” А. Вишняковым. Зампред подписал следующие поручения различным правительственным структурам:

  • включить завод в план оборонного заказа на 2000 г. по ремонту и модернизации военной техники;
  • предусмотреть квоту выделения газа для заводской котельной;
  • отнести завод к числу объектов, в отношении которых отключение электроэнергии запрещено;
  • оказать содействие в получении права прямого выхода на зарубежные рынки оружия.

Теперь мне и руководству завода предстоит упорная работа с тем, чтобы извлечь из встречи с зампредом Правительства максимум возможного.

С Правительством либо профильными комитетами Госдумы мы работали также по просьбам руководства либо профкомов следующих предприятий:

  • Омского нефтезавода,
  • НПО “Химзавод” № 3 - филиал НПО “Энергомаш”,
  • завода транспортного машиностроения,
  • Калачинского мехзавода,
  • ОАО “Релеро”,
  • Омский метрополитен,
  • телевизионного завода и других.

Результативность этой работы была различной, но никому из тех, кто обращался за поддержкой, я никогда не отказывал.

Село

Селян касается многое из того, что сказано в разделах “Селяне”, “Бюджет”, “Образование” и “Социальная защита”. Помимо этого мне удалось поучаствовать:

  • совместно с областной администрацией, администрацией Таврического района, руководством железной дороги и железнодорожных войск - в решении вопроса о строительстве в с. Таврическое железнодорожной платформы. Вопрос решен, людям стало гораздо удобнее. Сейчас по аналогичной схеме решается вопрос о проведении в с. Таврическое дренажных работ по отводу воды, которая подтапливает погреба и жилые дома;
  • в обеспечении расчетов Министерства обороны с птицефабрикой “Иртышская” за выполненные заказы. После десятка писем, телеграмм, разговоров с начальством в Министерстве обороны вопрос решен на 80 %. Руководство птицефабрики решило отдать деньги работникам в счет заработной платы;
  • в проведении взаимозачетов для Сибирской птицефабрики. Вопрос был решен;
  • совместно с администрацией области и АО “Лестоппром” - в обеспечении жителей города и, особенно, села углем. Уголь не удавалось вывезти из Кемеровской области. После моего обращения к губернатору А. Тулееву и тогдашнему министру путей сообщения вопрос был решен;
  • совместно с областной администрацией - в обеспечении топливом котельных Таврического района. После обращений в Правительство и обладминистрацию вопрос был решен, хотя и не полностью;
  • в делах по защите южных районов Омской области от саранчи. Хотя никто ко мне по этому вопросу не обращался, узнав о ситуации, я направил срочные телеграммы на имя зампреда Правительства В. Щербака, работал с Минсельхозпродом и Министерством по чрезвычайным ситуациям. К сожалению, наши усилия во многом оказались запоздалыми;
  • совместно с областной и районной администрациями - в организации автобусного сообщения с с. Куломзино в Оконешниковском районе. Вопрос решен;
  • в попытках добиться возмещения через Министерство по чрезвычайным ситуациям хозяйствам Черлакского района за погибший урожай 1997 г. Несмотря на многократные обращения в МЧС и Минсельхозпрод вопрос решен не был;
  • в организации встреч руководителей крупных хозяйств Омской области с руководством Минсельхозпрода, с лидерами Аграрной депутатской группы, руководителями СБС-агро и других центральных структур.

Социальная защита

Хотя результаты по этому направлению скромнее, чем по образованию (не столь хороши отношения с Министерством), объем работы был, пожалуй, не меньше. Не буду перечислять бесконечные письма и встречи в интересах омских организаций (протезно-ортопедической мастерской, областного центра профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, Нежинского дома-интерната и т.п.). Для примера скажулишь о том, что в последнее время дало конкретные результаты.

В связи с обращением руководства Пенсионного фонда Омской области и Соцкомбанка, работая с Высшим арбитражным судом и его председателем В. Яковлевым, удалось получить от коммерческих структур для омских пенсионеров на сентябрь 1999 г. 20 миллионов рублей. Это месячная пенсия для 40 тысяч омских ветеранов. Быть может в эти 40 тысяч попали и Вы, уважаемый читатель, или Ваши родители. Всего предполагается получить более 34 миллионов.

По моему обращению Омская область в июле 1999 г. получила 500 тысяч рублей на летний отдых детей из малообеспеченных семей. На основании обращений из сельских районов мы просили направить часть этих денег Калачинскому загородному оздоровительному лагерю “Орленок” и в Черлакский район для организации отдыха опекаемых детей.

По моему обращению Министерство труда и социального развития уже выделило Омской области дополнительно 30 импортных слуховых аппаратов и обещает выделить еще 60 и 10 костюмов “Адели” для детей-инвалидов.

Работая с городской администрацией и Горсоветом, мне удалось сохранить для ряда первичных организаций Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества инвалидов льготные условия по аренде помещения. Тысячи инвалидов не будут лишены возможности собираться вместе, защищать свои интересы, организовывать досуг. Калачинская первичная организация ВОС с нашей помощью получило от Омской трикотажной фабрики швейную машину. Количество частных примеров такого рода можно без труда умножить.

Частные дела людские

Если перечислить все, чем в этом плане приходилось заниматься, у читателя не хватит терпения. Обобщая, могу сказать, что только за годы работы в Госдуме второго созыва в общей сложности несколько сот омичей, остро нуждающихся в социальной помощи, главным образом, ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов, “афганцев”, чернобыльцев, женщин с детьми, с моей помощью улучшили жилищные условия, установили телефоны, получили группу инвалидности, соответствующую состоянию здоровья, устроились на работу или на работе восстановились, получили освобождение от платы за обучение или льготные условия оплаты, были обеспечены путевками в санатории и дома отдыха, бесплатными лекарствами, получили пусть скромную, но реальную поддержку.

Заниматься приходилось самыми разными вещами, вплоть до весьма необычных: устраивать больных детей в московские больницы (что одному из них спасло жизнь); доставлять из Москвы в Омск лекарства, которых у нас почему-то не продают; помогать студентам и преподавателям получать зарубежные гранты, в т.ч. для стажировки в Германии и Соединенных Штатах Америки; даже организовывать перевозку из одного аэропорта в другой омичке, повредившей ногу. Разумеется, все это, мягко говоря, далеко выходит за пределы депутатских обязанностей. Но сколько хватает сил, стараюсь людям не отказывать.

В заключении несколько слов о том, что может коснуться буквально каждого омича: работающего и пенсионера, горожанина и жителя села. Речь идет об угрозе загрязнения Иртыша металлической ртутью из Казахстана. Угроза исходит от Павлодарского АО “Химпром”, на котором вследствие грубого нарушения технологического процесса в течении 18 лет происходило постоянное загрязнение почвы ртутью. По данным ученых, утечка ртути составила 928,9 тонн и загрязнение почвы распространилось на площади 520 тыс. кв. м. Грунтовые воды, содержащие ртуть, перемещаются в сторону Иртыша со скоростью 40-50 м. в год (до Иртыша 7,5 км.). Но кто может дать гарантию, что в результате, например, стихийного бедствия скорость не увеличится во много раз, и экологическая катастрофа произойдет не через несколько десятков лет, а через несколько дней?

По этой проблеме мною направлен запрос в Правительство РФ. В полученном ответе сообщается, что состоялось межведомственное совещание представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций и принято решение рассмотреть весь комплекс вопросов по ртутному загрязнению Прииртышья на Межведомственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Министерства и ведомства РФ приняли решение об оказании поддержки Казахстану в работе по локализации ртутного загрязнения и ликвидации его последствий. Однако пока выделенных средств явно недостаточно.

Этот вопрос находится под моим постоянным контролем, и работа будет продолжаться.

Что касается кандидатов в депутаты, то чаще всего на их счет ошибаются те, кто смотрит на них как на “доставалу”, которые в состоянии решить личные проблемы каждого. “Ты построишь нам дом” - тогда за тебя проголосуем. В такой ситуации честный человек обычно отвечает: деньги не у меня в руках, но постараюсь помочь. Проходимец же бьет себя в грудь и кричит: “Только проголосуйте - я Вам все сделаю!”. Увы, верят нередко именно ему. История Мавроди, да и иных бывших омских депутатов - тому пример. В итоге мошенник, а может быть и просто неграмотный “оптимист” всегда предает тех, кто продавал ему свои голоса.

Этого можно избежать, если понимать: кому-то депутат сможет помочь, но он прежде всего не “добытчик”, а законодатель и человек с позицией.

Приближаются выборы и я могу лишь в очередной раз повторить: будьте бдительны! Вас покупают, и если купитесь - обязательно продадут!