В повести братьев Стругацких «Далекая радуга» описана ситуация глобальной катастрофы на далекой планете. Невольно вызвав эту катастрофу не просчитанными до конца экспериментами, ученые — руководители планеты должны принять тяжелое решение: что или кого именно спасти на единственном космическом корабле. Кто-то пытается погрузить на него результаты уникальных научных экспериментов, повторить которые уже никому не удастся; кто-то — бесценные произведения искусства; кто-то — любимую женщину. Но решение властей неумолимо и поддержано большинством: «грузом» корабля должны стать исключительно дети, ибо будущее — только в них.
Думаю, если бы эта воображаемая ситуация, не дай Бог, повторилась в современной России, космический корабль был бы заполнен «олигархами» вместе с их миллиардами, а о детях бы подумали в последнюю или предпоследнюю очередь. Действительно, как уже говорилось в первом разделе, в последние 10 лет мы получили так называемый «русский крест», когда резкое падение рождаемости сопровождается столь же резким ростом смертности. Правительство же и верное ему большинство Третьей Думы продолжает прилагать усилия к тому, чтобы Россия не была «снята с креста» как можно дольше. Вот лишь некоторые факты:
- 22 из 24 миллионов российских семей с детьми имеют доход на человека ниже официально установленного прожиточного минимума;
- если бы в России был установлен прожиточный минимум для ребенка до 1 года, он оказался бы выше, чем для работающего взрослого. Дороже всего в России родиться и умереть;
- детское пособие в стране составляет 70 рублей (3,7 % от прогнозируемой величины прожиточного минимума в 2003 г. В 1999 году оно составляло 6,4 %, в 2001 г. — 5 % прожиточного минимума), т.е. чуть более 2 рублей на советские деньги или долларов США. При этом в принятой Правительством «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» (Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2002 г. № 1270-р) именно повышение детских пособий объявлено приоритетным направлением в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи! Это очередной пример тройного стандарта действующей власти: говорит одно, делает — другое, а что думает — вообще не известно;
- новый Трудовой кодекс ухудшил положение работающих женщин с детьми по сравнению с предыдущим Кодексом законов о труде;
- в результате сокращения и отмены социальных налоговых льгот цены на детские товары, включая детское питание, растут быстрее, чем повышается средний уровень цен по стране;
- несмотря на усилия социально ориентированных депутатов Госдумы, уже 4 года не удается вернуть женщинам украденный пенсионный стаж, связанный с уходом за детьми;
- три года назад Президент объявил демографическую проблему самой главной для страны, однако с тех пор население России сократилось на 2,5 млн. человек;
- в России установлено пять видов детских пособий на общую сумму 30 млрд. рублей — около 1 % федерального бюджета. В странах европейского Союза установлено 9 только общеобязательных (универсальных) пособий, а во Франции — 28 видов. Кто больше заботится о детях, совершенно очевидно;
- финансирование программы «Дети-инвалиды» в бюджете 2003 года сокращено на 100 млн. рублей, хотя сам бюджет вырос примерно на 20 %.
Поскольку о законодательной работе Третьей Думы в отношении интересов детей и о моем участии в этой работе неоднократно говорилось в предыдущих разделах, остановлюсь лишь на нескольких проблемах.
1. Детские пособия
Разработчиком Федерального Закона “О пособиях гражданам, имеющим детей” быть не пришлось. Однако, во-первых, в свое время я активно помогал прохождению закона через Совет Федерации; во-вторых, работая с Правительством, приложил немало усилий к тому, чтобы Закон исполнялся; в-третьих, участвовал в законодательных инициативах, направленных на дополнительную поддержку детей из малообеспеченных семей.
Во времена Второй Думы Правительство, как могло, сопротивлялось исполнению закона о детских пособиях: предлагало законодательно уменьшить возраст, до которого пособия должны предоставляться, сократить пособия по беременности и родам, а главное, отказывалось пособия выплачивать. К чести Второй Думы, этих антисоциальных законов она не пропустила.
В Третьей Думе усилиями, прежде всего, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи при активной поддержке депутатов левой, патриотической и социальной ориентации удалось добиться следующих результатов.
Во-первых, перевод финансирования детских пособий на федеральный бюджет. В результате с 2001 года пособия, хотя бы и на нищенском уровне, стали выплачиваться, а задолженность по ним, которую имели 80 из 89 субъектов Российской Федерации, сократилась с 33 до 12 млрд. рублей, т.е. почти в 3 раза. Ценой, которую Правительство потребовало за федеральное финансирование детских пособий, стал отказ в них семьям с душевым доходом выше официально установленного прожиточного минимума. Поскольку свыше 90 % российских семей с детьми принадлежат к бедным, они от закона, скорее, выиграли. Но есть и пострадавшие, которые обращаются ко мне как депутату Госдумы. Считаю, что детские пособия должны быть не только увеличены во много раз (например, до половины прожиточного минимума ребенка), но и выплачивать их следует семьям с душевым доходом в полтора, а лучше в два прожиточных минимума на человека. Такие поправки к закону мною вносились и поддерживались, начиная со Второй Думы.
Во-вторых, увеличение с 1 января 2002 г. размеров четырех видов пособий. Единовременное пособие при рождении ребенка увеличено втрое — с 1500 до 4500 рублей; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в 2,5 раза — с 200 до 500 рублей; пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия – в 3 раза; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности — в 3 раза.
Увы, главное достижение Третьей Думы в области детских пособий оказалось под угрозой. Президент внес в Парламент законопроект, согласно которому финансирование детских пособий с федерального бюджета предлагается вновь перевести на бюджеты региональные. После такого «возвращения», с высокой вероятностью, детские пособия снова будут выплачиваться «через пень — колоду», а непогашенные долги по ним вновь начнут расти.
2. «Детские» федеральные целевые программы
В настоящее время в состав программы «Дети России» входит 10 федеральных целевых программ. Совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи нашему Комитету по образованию и науке практически ежегодно удавалось добиваться увеличения их финансирования. Так, финансирование программы “Дети России” за 2001-2002 гг. увеличилось по сравнению с правительственными предложениями почти на 70 %, т.е. на 1,3 млрд. рублей (с 2,6 до 3,9 млрд.). Как уже отмечалось, в бюджете 2002 года программу “Дети-сироты” мы сумели увеличить в 10 раз, а программу “Одаренные дети” — даже в 75! Хорошо помню мои споры на Бюджетном комитете с заместителем Министра финансов Т. Голиковой, которая пыталась доказать, что обе эти программы полностью выполнены и не нуждаются в дополнительном финансировании – как будто в России уже не осталось сирот или одаренных детей! К счастью, Бюджетный Комитет мне тогда удалось убедить в нашей правоте.
В федеральном бюджете 2003 года вместо 10 “детских” целевых программ предполагается финансировать 5: “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Одаренные дети”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и “Здоровый ребенок”. По сравнению с 2002 годом удалось добиться увеличения объема финансирования по программе “Дети-сироты” на 14 %, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” — в 4,3 раза, “Одаренные дети” — в 2 раза, “Здоровый ребенок” — в 2,4 раза (по сравнению с ранее действовавшей программой “Безопасное материнство”). Пострадавшей осталась лишь программа “Дети-инвалиды”, которая в текущем году была сокращена на 100 млн. рублей.
В 2001-2002 гг. более полмиллиарда рублей дополнительно было выделено на строительство “детских” объектов в рамках Федеральной адресной целевой программы. За счет этих денег строились школы-интернаты для одаренных детей, детей-сирот и детей из малоимущих семей, детские дома, реабилитационные центры для детей-инвалидов, перинотальные центры, родильные дома, школы в районах Крайнего Севера и другие.
3. Другие формы законодательной поддержки семей с детьми
Еще во Второй Думе нам удалось:
- ввести для детей, нуждающихся в медицинской помощи, бесплатный проезд к месту лечения и обратно;
- увеличить отпуск по беременности и родам в случаях многоплодной беременности в дородовой период с 70 до 84 дней;
- принять Федеральный Закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, в работе над которым я также принимал участие, в особенности в части прав таких детей в области образования. Именно эти права, включая внеконкурсный прием в учебные заведения, полное государственное обеспечение, повышение стипендии в 1,5 раза и другие, плохо ли, хорошо ли, но исполняются на местах. Что же касается трудовых и жилищных прав, в т.ч. права на внеочередное предоставление жилья, то в этой части исполнение закона фактически сорвано. Многие сироты, получив образование, оказываются выброшенными в чужой и враждебный мир. Некоторые из них просто гибнут, а другие частью пополняют армию бедняков, а частью – криминальные структуры;
- принять Федеральный Закон “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”. Над этим законом, который инициировала депутат Т. Плетнева, мне пришлось много работать в качестве заместителя Председателя Комитета по образованию и науке. Закон устанавливает право на 50-процентную скидку со стоимости проезда по России на междугородном транспорте к месту назначения и обратно учащимся очно в государственных и муниципальных школах, а также государственных ПТУ при условии, что среднедушевой доход в семье не выше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В период с 1 октября по 15 мая скидка предоставляется неоднократно, в период с 16 мая по 30 сентября — один раз ежегодно. В условиях непрерывного повышения цен на билеты Закон призван хоть немного помочь детям из малообеспеченных семей увидеть свою страну и отдохнуть летом. К сожалению, Правительство ежегодно приостанавливает действие Закона, а все наши попытки воспротивиться этому наталкиваются на тупое послушание большинства Государственной Думы.
Среди тех проблем, которыми в Третьей Думе занимался в личном качестве, в составе Комитета по образованию и науке или поддерживая Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, отмечу лишь следующие:
- сохранение финансирования детско-юношеских спортивных школ из Фонда социального страхования. Правительство предлагало это финансирование прекратить, передав школы на региональные бюджеты. Мы получили массу обращений от руководителей школ, от родителей и от профсоюзов. На 2003 год проблему удалось решить, однако угроза лишь отсрочена: Правительство предполагает дальнейшее сокращение бюджета Фонда соцстраха и почти полную передачу регионам ответственности за социальную защиту детей, включая детский спорт;
- летний отдых детей. Даже в Третьей Думе почти ежегодно удавалось увеличить его финансирование из федерального бюджета и (или) Фонда социального страхования. Так, в 2002 г. общая сумма средств из двух источников составляла около 8,5 млрд. рублей, в 2003 – около 11,5 млрд.;
- расширение с помощью Закона гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон вступил в силу. Он позволяет получить единовременное денежное пособие оставшимся без родителей детям – выпускникам ПТУ, техникумов и вузов не только в случае трудоустройства, как было прежде, но и в случае призыва в армию, ухода в декретный отпуск, обращения в службу занятости и т.п.
Хотя в последнее время представители Правительства все чаще говорят о положительных изменениях, связанных со снижением детской смертности и даже повышением рождаемости, в действительности нарастание проблем опережает скорость их решения. Уверен: пока государство будет экономически “наказывать” семьи и одиноких женщин, имеющих “безумство храбрых” заводить детей в условиях полной и окончательной победы реформ над населением, страна рискует остаться бездетной. А бездетная страна – это страна без будущего. Дети России могли бы стать нашей объединяющей национальной идеей. Но для этого требуется другой политический курс и другая власть.