Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыОлег смолин. в интересах омичей – в интересах россииVi.3. деньги федеральные, объекты и люди - омские

VI.3. Деньги федеральные, объекты и люди - омские

Любой уважающий себя депутат, ежегодно работая над бюджетом России, не забывает о своем регионе. Хотя часто упрекают в лоббизме, греха в этом не вижу: делаешь ведь не для себя. Каждый год перед началом работы над бюджетом стремлюсь встретиться с губернатором области, мэром Омска и договориться о совместных действиях по защите интересов региона и города. Как уже говорил, в этом случае политические различия для меня значения не имеют. Когда почему-либо прямой контакт с руководством региона не удается, сотрудничаем с областным Экономическим комитетом.

Хотя квалификации и опыта у меня прибавилось, в Третьей Думе работать над бюджетом (особенно бюджетом 2003 года) стало много труднее, чем раньше. Дело в том, что Правительство и “партия власти” (“Единая Россия”) применили невиданную в мировой парламентской практике “технологию”. Прежде деньги на строительство и реконструкцию конкретных объектов в регионах распределяли профильные комитеты. Теперь их стали делить по политическому принципу. Каждому депутату из фракций “Единство”, “Отечество”, “Народный депутат” и “Российские регионы” выделили несколько десятков миллионов рублей на объекты в его округе. Соответственно, другим депутатам, особенно от народно-патриотической оппозиции, не дали ничего. Как увидит читатель, это - одна из причин того, почему в 2003 году не получили необходимых денег новейший самолет АН-70 на “Полете”, южный групповой водопровод, школа в Калачинске и многие другие столь необходимые нашему региону объекты.

Среди “своих” тоже не обошлось без махинаций: “начальникам” дали по жирному “гусю”, а “молчальникам” - по мелкому “чирку”. Газеты уже сообщали, что на объекты Саратовской области, которую представляют Л. Слиска и В. Володин, будет направлено около 400 млн. рублей, в Магаданскую область, где избран лидер “Единства” В. Пехтин, и того больше – свыше 600 млн. Зато в некоторых других регионах строительные миллионы будут измеряться не сотнями, но единицами.

Уверен: в какой-нибудь Британии, Франции или Германии подобное “ноу-хау” было бы расценено как подкуп и депутатов, и избирателей. Оно немедленно было бы опротестовано прокуратурой либо судом, а “изобретатели”, чего доброго, оказались бы на скамье подсудимых по обвинению в злоупотреблении служебным положением. В России же “партия власти” позволяет себе всё. Потому что все это прощает ей народ.

Несмотря на трудности и политические “козни”, не было года, когда бы не удалось обеспечить существенную прибавку бюджетных денег, закупленного на них оборудования или социально значимых товаров для Омской области. Не собираюсь приписывать всё себе: над многими проблемами омские депутаты работали сообща, “проталкивая” решения каждый со своей стороны, в т.ч. используя личные связи на общую пользу.

Так, в 2001 г. нам удалось получить для Омской области дополнительно около 200 млн. рублей из бюджета Дорожного фонда; в 2003 – помочь строительству Омского аэропорта. Ежегодно моими усилиями дополнительные деньги в бюджете выделялись на строительство Ивановского детского дома в Калачинском районе: общая сумма в 2001-2003 гг. – 9,6 млн. рублей.

Но особенно удачной оказалась работа над бюджетом 2002 года, когда губернатор Омской области обратился к депутатам, избранным по одномандатным округам, с просьбой поддержать омские интересы на федеральном уровне. Только по этому обращению мною было подготовлено и направлено ко второму и третьему чтениям 74 поправки к Закону о федеральном бюджете на 2002 год. Поправки, частью аналогичные, направляли и другие омские депутаты. В результате в 2002 г. по Федеральной адресной инвестиционной программе на основе моих поправок № 1493, 1494, 1495, 1501, 1502, 1503 для омских объектов были выделены суммы:

  • на строительство нового аэропорта – 35,5 млн.;
  • на техническое перевооружение ГТРК “Иртыш” - 4 млн.;
  • на реконструкцию городской больницы под детскую областную фтизиобольницу – 6 млн.;
  • для Кадетского корпуса – 2 млн. руб. и т.д.

Поскольку в конце раздела помещен более или менее полный перечень омских организаций, получивших поддержку с моей помощью, приведу лишь несколько характерных сюжетов работы для нашего региона.